Ирина Кенсориновна Сидорова – заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук. Почти 30 лет преподавала русский язык и литературу. Став руководителем Управления образования города Муравленко, продолжала давать уроки в средней школе. На этом посту инициировала и осуществила ряд инновационных проектов. Один из них – создание отдельной профильной школы для старшеклассников. До назначения на должность директора Департамента образования ЯНАО работала заместителем главы городской администрации г. Муравленко по социальной политике.
Ямал – один из самых важных в экономике России регионов и при этом почти неизвестный большинству россиян, которые часто путают Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа. Это край, где переплетаются далекое прошлое, проявленное в жизни старых городов и поселков, таких как Салехард, Тарко-Сале, в традиционном образе жизни коренных северных народов, и настоящее молодых нефтегазовых городов, возраст которых, как и средний возраст ямальцев, едва превышает 30 лет. Современный Ямал населяют люди, приехавшие в 70-е годы XX века по комсомольским путевкам из разных уголков Советского Союза и обретшие здесь вторую родину. На этой же суровой земле продолжают вести традиционный образ жизни оленеводы, рыбаки, охотники, живущие родовыми ненецкими, хантыйскими, селькупскими общинами.Ямал в центре внимания государства не только благодаря добыче нефти и газа, но и в связи с реализацией проекта «Урал промышленный – Урал полярный», активным освоением Арктической зоны. Часто можно услышать определения: «седой Ямал», «суровый Ямал». Это точно характеризует особенности условий проживания на Крайнем Севере. Несмотря на это, у Ямала юное лицо. Дети и молодежь составляют больше четверти всего населения округа. Вот почему в зоне интенсивной добычи углеводородов так много внимания уделяется воспитанию и обучению молодого поколения.Современные школьные и дошкольные здания – гордость ямальцев. Во время ознакомительной поездки по автономному округу вновь назначенного в марте 2010 года губернатора Дмитрия Николаевича Кобылкина главы поселений и городов в первую очередь показывали объекты образования. И это понятно: на фоне стареющего жилого фонда, который лет тридцать назад создавался как временный, большие, красивые, оснащенные современным оборудованием здания для детей производят ошеломляющее впечатление. Представьте: тундра, старые покосившиеся дома, деревянные тротуары – и здание школы, похожее на дворец.Правильно это или нет, но в нашем округе массово, как в других регионах, не проводилась реструктуризация сельских школ. Закрытие малокомплектной сельской школы в таких национальных поселках, как Находка, Ратта, Кутопьюган, неизбежно привело бы к их гибели. Между населенными пунктами минимальное расстояние 200 километров, сообщение возможно только вертолетом. Но главное в том, что школа – это культурно-образовательный, духовный центр жизни всего населения. Поэтому на Ямале строятся современные школьные здания. За 2006-2010 годы построено более 35 объектов, в следующие 5 лет будут введены более 30 детских садов, 20 школ, учреждения профессионального образовании.Проекты зданий для ямальских детей разные. Есть школа в поселке Красноселькуп, которая называется «Радуга», похожая на праздничный корабль, на котором по стране знаний путешествуют школьники.В лицее для учащихся 10-11-х классов г. Муравленко есть композиционный и смысловой центр – атриум площадью 400 м2. Это любимое место старшеклассников и всех жителей города. Здесь проходят торжественные мероприятия, выставки, тренинги, можно просто отдохнуть на диванах в окружении большого количества цветов. Входишь в атриум, как в храм! Такой должна быть современная школа.Школа №4 г. Губкинский внешне похожа на офис нефтяной компании: такие же зеркальные витражи на фасаде, современная отделка. Не случайно именно здесь ребята учатся в профильных классах «Роснефти». Большие пространства, специальные конструкции – это не расточительство, а ясное понимание того, что свободный человек может быть воспитан в свободном пространстве.Политика руководства округа и муниципалитетов направлена на инвестиции в молодое поколение. Это инвестиции в будущее Ямала и России.На Ямале, как и во всей России, осуществляется модернизация образования. Только на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» за 2006-2010 годы направлено 2,6 млрд рублей. Более 426 учителей получили денежное поощрение президента и губернатора, 87 школ стали победителями федерального и регионального конкурсов. На один компьютер приходится 8 учеников, что обеспечивает высокий уровень использования ИКТ-технологий в обучении. Средняя заработная плата учителей превышает 30 тысяч рублей. Это хорошие показатели качества образования.В то же время у ямальского образования много проблем. Самая важная – будущее молодежи. Провинциальная Россия в большинстве своем состоит из монопрофильных городов, производственно-экономическая и социокультурная жизнь которых разворачивается вокруг базового предприятия. Неопределенные перспективы, ограничения провинции вынуждают молодое поколение покидать свою малую родину и обустраиваться в ином, более благоприятном, по их мнению, месте.Таким образом, нужно понять, каковы стратегические цели образования старшеклассников на Ямале. Для этого важно ответить по крайней мере на два вопроса: на какие рынки труда ориентировать старшеклассников: местные или глобальные? К каким местам жизненного самоопределения и самореализации готовить? По итогам общественного обсуждения вопроса сформирована позиция, что школьное образование должно стать ресурсом жизненного успеха молодого человека в любом месте, с которым будет связана его судьба. На мобильность поколения, готового перемещаться вслед за меняющимся рынком труда, ориентирована Стратегия развития образования России до 2020 года.Стране, а значит, всем поселениям, большим и малым, для решения глобальной задачи создания умной экономики нужно целое поколение людей, способных ответить на вызовы эпохи.На основе стратегии жизненного самоопределения на Ямале создана система многопрофильного образования, которая, с одной стороны, обеспечивает массовые результаты качества обучения выпускников школ, с другой стороны, сама становится платформой уверенного жизненного старта следующего этапа жизненной истории человека с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей.Несколько штрихов к характеристике системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе. Возрастает охват дошкольным образованием: с 58% в 2008 году до 67% в 2010-м. Предшкольную подготовку получают все дети. В основной школе используются программы для учащихся с разными возможностями: развивающее обучение, коррекционные программы, дистанционное обучение. Профильное обучение получают почти 92% старшеклассников. В округе 13 школ-ступеней, 5 гимназий, 1 лицей, 24 школы-интерната для детей коренных малочисленных народов Севера, 4 коррекционные школы. 60% детей в национальных поселках изучают родной язык.Учреждения дополнительного образования посещают более 80% учащихся. Выпускники 9-х классов продолжают учиться в школе или обучаются профессии. В сфере профобразования, кроме училищ и техникумов, есть многопрофильные колледжи. Организовано психолого-педагогическое и социальное сопровождение учащихся. В целом создана сбалансированная по ступеням образования и вариативности программ система.Оценивая равенство доступа к образовательным услугам на Ямале как высокое, мы много внимания уделяем качеству образовательного результата. Работа по формированию региональной системы оценки качества образования проводится на базе экспериментальных площадок. Мы выделили два важных направления: формирование перечня муниципальных и региональных показателей на основе ключевых направлений развития ямальского образования на среднесрочный период и создание автоматизированной системы обработки данных и их оценки. Через критерии и показатели оцениваются сформированность ключевых компентенций, использование новых форм и способов получения образования, качественная организация профильного обучения, внедрение новых образовательных технологий. Таким образом, в число показателей качества образования включены не только общепринятые результаты ЕГЭ, олимпиады, но и результаты международных компетентностных исследований, соответствия выбора профессионального образования профилю, изучаемому в школе, использование технологии развивающего обучения.Система оценки качества – одно из важнейших средств достижения стратегических целей региональной системы образования.Система образования не может существовать изолировано от социально-экономических устоев региона. В Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года можно выделить контексты модернизации региональной системы образования. Прежде всего это особенности нефтегазодобывающего региона, мегапроект «Урал промышленный – Урал полярный». Уважение к национально-этническим и культурным традициям народов, которые проживают на территории ЯНАО, – один из главных векторов развития образования на Ямале.Заказ ямальской системе образования можно сформулировать как переход на инновационный путь развития, который связан с инвестициями в человеческий капитал. Эту задачу поставил перед образованием Ямала губернатор Дмитрий Николаевич Кобылкин в своем ежегодном докладе в ноябре 2010 года.Стратегические направления развития ямальской системы образования изложены в концепции и программе развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы.Ведущая идея программы заключается в формировании сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения задач по развитию территории Ямала.По итогам обсуждения проблем региональной системы образования сформулированы пять задач: реализация инновационной модели образования на основе национальной инициативы «Наша новая школа», модернизация системы подготовки кадров для инновационной экономики Ямала, содействие развитию профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров, введение нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих развитие образования.Мы разработали проекты, которые будут реализовываться в течение пяти лет. В их числе – переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Кроме того, на конкурсной основе будут поддержаны школы ступени, где создана образовательная среда, включающая и архитектуру пространства, и школьную мебель, и специальные места, в которых происходит общение детей определенного возраста. В центре внимания – проект «Поддержка формирования инженерного и изобретательского мышления». Преподавание по техническим и инженерным направлениям не соответствует требованиям времени. В дополнительном образовании также мало технических направлений. А экономика Ямала требует как раз инженерных кадров, и мы будем создавать технопарки, центры научно-технического творчества.Будет создана безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждом муниципалитете как минимум одна школа, один детский сад, одно учреждение дополнительного образования будут полностью оснащены специфическим оборудованием. В процессе реформирования системы профессионального образования предполагается создание трех научно-образовательных центров. Один из них будет связывать города Салехард и Лабытнанги и в основном ориентирован на подготовку специалистов для проекта «Урал промышленный – Урал полярный». Второй научно-образовательный центр – с центром в городе Новый Уренгой – будет обслуживать газовую отрасль, третий – комплекс в южной части округа в районе г. Ноябрьска – сосредоточится на подготовке специалистов для нефтедобывающей отрасли. Предполагаются модернизация и приобретение оборудования для новых профессий и создание ресурсных, консультационных центров. Это масштабный проект, который поддерживается губернатором автономного округа. Предусмотрена финансовая поддержка сетевых сообществ и электронных школ.По итогам реализации Программы развития образования ЯНАО ожидаются рост компетентностных результатов обучения, повышение профессионального уровня педагогов, перевод системы управления образования в режим развития. Завершается Год учителя на Ямале. Он запомнится встречами с лучшими учителями России, конференциями и конкурсами. Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа всем работникам образования выплачены две премии в размере месячного фонда оплаты труда. 2010 год – юбилейный для Ямала. В программу торжественных мероприятий, посвященных 80-летию автономного округа, включен Образовательный форум ямальских педагогов. Это старт ямальского образования в будущее.Ирина СИДОРОВА, директор Департамента образования ЯНАО
Комментарии