Ирина ДУБРОВИНА, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО:
– В настоящие время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества, научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусства и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и другие – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей.
К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию во всех областях жизни как этих принципов, так и научных достижений психологии. Определенную ответственность за это несет современная система образования. Думаю, что при определении перспективных путей развития образовательных структур и программ целесообразно учитывать их соответствие общественным потребностям своего времени. Необходимость психологического образования со школьных лет как раз и вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам как всего современного общества, так и каждого из его граждан.
Проблема преподавания психологии в школе не нова. Уже в XVIII веке российские просветители подчеркивали важность таких знаний для молодого человека, которые дают ему возможность познать самого себя. Эта проблема на протяжении прошлого века интенсивно обсуждалась. Были неоднократные попытки ее позитивного решения в системе школьного образования. Ученые-педагоги и психологи утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, поскольку формирует целостное мировоззрение ребенка: учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой. К.Ушинский обращал внимание на то, что при отборе содержания школьных дисциплин необходимо руководствоваться выбором тех, которые развивают мировоззрение и действуют не только в направлении увеличения объема знаний, но и в направлении формирования убеждений человека. Особую роль в этом процессе, подчеркивал
К.Ушинский, выполняют гуманитарные науки, помогающие ученику осознать назначение человеческой жизни и деятельности.
Г.Челпанов, основатель Московского психологического института, еще в начале прошлого века замечал: «Жизнь очень скоро предъявит свои неумолимые требования. Психология начинает приобретать слишком важное научное значение, чтобы ее отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено. Я уверен, что этот пробел будет очень скоро заполнен».
Отметим, что школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность своих выпускников, но и воспитание их психологической культуры, которая является основой и результатом психологического здоровья молодого поколения страны.
Школьные годы считаются сенситивным периодом для приобщения человека к культуре. Не случайно Д.Лихачев подчеркивал: культура – огромное целое явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. Именно в детстве, по мнению Ролана Быкова, «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования». Поэтому вновь актуальную проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важную составляющую общей культуры человека.
Мэтры отечественной философии, психологии, педагогики, культурологи (М.Бахтин, Н.Бердяев, Л.Выготский, А.Леонтьев, Д.Лихачев, А.Лосев, Ю.Лотман, К.Ушинский) придавали решающее значение культуре как условию развития человека. Они утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя ее, подчеркивая при этом психологический контекст этого постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей).
Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признается индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей.
Ученые выделяют такое присущее человеку психологическое свойство, как интеллигентность. Свойство интеллигентности, по словам Ю.Лотмана, становится определенным культурным достижением человечества и принадлежит человечеству в целом. Можно предположить, что интеллигентность – высшая форма проявления сущности психологической культуры человека. Личностные качества интеллигентного человека – человеческое отношение к миру и людям, привязанность к своему народу, к своей Родине, к своей культуре и уважение культуры других народов; развитое чувство справедливости, чести, совести, чувство независимости, в частности, социально независимая позиция и способность отстаивать эту позицию. В представлении А.Лосева психологическое свойство интеллигентности проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в желании не обидеть человека, в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. Д.Лихачев высказывал даже мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность.
Воспитание психологической культуры личности невозможно без определенного уровня психологической грамотности. Важный содержательный аспект психологической грамотности, справедливо замечает Е.Климов, – собственно научная, пусть элементарная, но истинная осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.
Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. И применение в практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности: ради чего, во исполнение каких целей они используются? Вопрос о благе или вреде науки весьма актуален применительно к психологии, которая имеет дело с живым человеком, его внутренним миром, душевными переживаниями, страстями и страданиями, желаниями и надеждами.
Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно, – суть психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребенка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».
Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждому шагу (пиар, реклама, политика, средства массовой информации, различные предсказатели, мошенники).
Овладение культурой начинается с момента рождения человека. У А.Горького в рассказе «Рождение человека» есть пронзительные строки: «Новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы, лежа на руках у меня, солидно сопел». И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребенка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования. Вместе культура и образование определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают глубокое влияние на каждого человека, на перспективы его личностного и профессионального развития.
Психологическая культура сама собой не рождается, ее развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Задача взрослых в семье, школе, обществе – помочь ребенку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Но всегда ли школа, семья, общество хотят и могут решать эту задачу?
Известно, сколь велика роль школьного образования в судьбе отдельного человека и поколения в целом. Любая образовательная программа в школе включает в себя много учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой область определенной науки и дает возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребенка, создает условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни.
Однако психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном пространстве сегодня не представлена. Среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. Здесь мы встречаемся с явным противоречием: образование ставит задачу полноценного развития ребенка, но при этом весьма существенно ограничивает возможность позитивного решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о самом себе как представителе рода человеческого, обладающем всеми данными для развития, несущем в себе потенциал творчества и отвечающем за реализацию или нереализацию этого потенциала наряду со взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества. Современное образование не приобщает ребенка к психологической культуре человеческих отношений.
Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в зону риска – риска не стать человеком.
Педагогическая запущенность, родительское безразличие, негативное отношение учителей, отсутствие позитивной социальной среды как среди взрослых, так и среди сверстников не дают ребенку опыта овладения культурно заданными средствами отношений с другими людьми, овладения предметным культурным миром, овладения культурными способами владения самим собой.
К сожалению, сейчас много детей-сирот, детей, лишенных попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой. Дети нередко живут в атмосфере насилия, где полностью отсутствует любовь к человеку как явление культуры, как тип отношений между людьми. По В.Далю, насилие – принуждение, неволя, действие обидное, стеснительное, незаконное. Насилие, по сути дела, прямо отождествляется со злом вообще. Все формы физического, психологического, экономического насилия вызывают в детях соответствующие душевные качества: ложь, ненависть, лицемерие. Цель насилия – господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа. Здесь полностью отсутствует «любовь как явление культуры, как тип отношений между людьми». Между тем ребенок приходит к осознанию самого себя лишь через отношение к нему других людей.
Отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, приводит к развитию таких психологических свойств личности, как хамство, грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека или лакейство, подхалимство, раболепствование. Ю.Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали, считал, что это симптомы социально-психологической болезни. «За этими симптомами, – писал он, – психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому».
У многих детей и подростков даже как будто из благополучных семей – глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении со взрослыми. Они не чувствуют себя любимыми ни в семье, ни в школе. Это ведет к развитию повышенной тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в личностном развитии, в протекании процессов социализации и индивидуализации.
Образование должно быть конкурентоспособным в плане приобщения учащихся к культуре, становления их человеческого достоинства, нравственной и гражданской личностной направленности, гуманистического мировоззрения. Важными задачами, которые стоят перед современным образованием, можно считать формирование критичности, самостоятельности мышления, устойчивости школьников к информационным воздействиям; развитие их способности свободно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе, и пр.
Психологическое образование необходимо и естественно для нормального развития современного подрастающего человека. Изучение психологии может помочь школьнику многое понять как в себе самом, так и в окружающих людях, мире, почувствовать богатство душевной жизни человека.
Школьник, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны, а понимание себя как личности – процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как о человеке школьник не располагает. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально неодобряемым формам поведения.
Ребенка одинаково легко убедить как в своей неполноценности, так и в собственной гениальности. И то и другое крайне вредно для развития личности. Он должен научиться сам понимать свои сильные и слабые стороны, иначе это негативно скажется на формировании важнейшего личностного образования – психологической готовности к самоопределению.
Психология должна стать в сознании выпускников средней школы необходимым компонентом научной картины мира. Она может дать им знания о людях, о законах развития психики личности и человеческого взаимодействия. Уроки психологии могут не только помочь школьнику в решении его проблем, но и вооружить его знаниями о причинах их возникновения и культурных способах их предупреждения или преодоления.
Целью психологического образования в школе можно считать овладение школьниками основами психологической культуры. Эта цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром. Специальной задачи на профессиональную ориентацию в области психологии не ставится. Знания психологии нужны каждому молодому человеку, какую бы профессию он ни выбрал – врача, учителя, продавца, милиционера или банкира. А если кто-то из школьников серьезно заинтересуется психологией, его выбор будет более осознанным, нежели в настоящее время. Чем глубже ученик осознает самого себя, тем более четкими будут у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.
На уроках психологии внимание школьников обращается на такие психические явления и особенности личности, которые не становятся предметом специального рассмотрения и обсуждения на других уроках. Это, например, сознание и самосознание; нравственные чувства и установки; направленность личности (цели, идеалы, желания, потребности, ценностные ориентации); отношение к другим людям; чувство совести и человеческого достоинства; содержание и богатство эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния); понимание чувств и переживаний других людей; способности (которые в целом определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности).
Уроки психологии помогают детям постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека. Школьники узнают, что каждый человек:
по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир;
его память, мышление, внимание обладают индивидуальными особенностями;
его воображение своеобразно;
у него есть свои интересы, потребности, способности, симпатии, привязанности;
для него характерны особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля;
он обладает «легким» или «трудным» характером;
у него свой жизненный путь, свои наблюдения, свои надежды и разочарования, свои печали и радости, любовь и предательство, свои потери и духовные приобретения, наконец, своя судьба.
Важно при этом, чтобы школьник осознал и помнил, что такой сложный внутренний мир имеет не только он, но и каждый из окружающих его людей. И если человек, который находится рядом с ним, отличается от него, то это не значит, что он хуже. Он просто другой, и нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями. Еще А.Радищев отмечал, что только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Думаю, что учебный предмет «Психология» может в какой-то степени пониматься как «зона ближайшего развития» личности школьника. Это постепенное введение взрослым ребенка (в соответствии с возрастом) в мир ответственных и все более усложняющихся человеческих и социальных отношений, в мир человеческих чувств и переживаний, в мир знаний и культуры.
Психологическое образование в школе можно рассматривать в контексте профилактики, предупреждения асоциального поведения школьников, негативных моментов в их отношении к людям разных национальностей, разного социального статуса, дружбе, любви, к созданию в будущем своей семьи, к рождению и воспитанию своих детей и пр.
Главное, чтобы в процессе изучения психологии у школьников не образовалась смысловая пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как человеке. Хочу, чтобы о курсе психологии в школе можно было бы сказать словами К.Ушинского: «Курс вводит детей в науку, но не как в мертвую груду книг, а как в живое изъяснение мира, исполненного жизни».
Комментарии