search
main
0

Образование, которое должно быть неформальным

В Московском доме художника в рамках Фестиваля образования состоялся «круглый стол» на важную тему – «Актуальные проблемы дополнительного образования». Дополнительное образование в первую очередь дает возможность ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться социально, профессионально, личностно. В условиях современного мира система дополнительного образования должна быть гибкой, отвечающей современным запросам, способной быстро развиваться и подстраиваться под новые реалии, чутко реагировать на изменения в интересах детей и родителей. Но что мешает сделать ее такой? Об этом говорили участники круглого стола.

Игорь ПЕШНЕВ, начальник Управления государственной службы, кадров, правового обеспечения и учебных заведений Департамента культуры:- Департамент культуры реализует ту часть программ дополнительного образования, которые предлагают учреждения культуры и искусства, – музыкальные, художественные, хореографические, хоровые, театральные. Эти учреждения занимают значительное место в системе допобразования, характеризуются достаточно высоким качеством работы, оказывают москвичам высококачественные услуги. Сегодня появляются особые виды программ, которые реализуют такие учреждения для особо одаренных детей, как, например, Центральная музыкальная школа, а также различные интегрированные программы, которые сделают деятельность системы дополнительного образования более успешной.Елена ЗЕЛЕНЦОВА, директор ДК ЗИЛ:- Я директор самого большого ДК в Москве. У нас есть планы по расширению нашей программы по дополнительному образованию детей. Дело в том, что сегодняшние требования родителей и общества исходя из существующей реальности и той реальности, в которой детям предстоит жить и развиваться, связаны с реализацией программ, которые раскрывают творческие способности ребенка, формируют в нем то, что не может дать и не дает школа. Приводя ребенка в Центр эстетического развития, родители надеются, что тот творческий полет, который не возможен в школьной программе, тут будет обязательно. Но и у нас проблема: очень трудно быстро перестраивать программы под существующую реальность, а нам нужно искать возможности обновления того, что было создано 20-30 и более лет назад. К тому же часть педагогов не готовы к тому, чтобы меняться и менять содержание, стиль и технологии своей работы.Екатерина ЧИСТОВА, начальник Управления социализации и дополнительного образования Департамента образования:- Система дополнительного образования, подведомственная нашему департаменту, состоит из 150 учреждений допобразования – дворцов творчества детей, а также тех многочисленных кружков, секций, студий, театров, которые работают в школах. В программах различной направленности принимают участие десятки тысяч детей. В этой сфере Департамент образования тесно сотрудничает с Департаментом культуры, Департаментом семейной и молодежной политики, Департаментом общественных связей, Департаментом физической культуры и спорта. Сегодня мы решаем вопросы финансирования, повышения оплаты труда педагогов допобразования, что, конечно, очень важно.Андрей ШАШКОВ, директор МГДД(Ю)Т на Воробьевых горах:- Наш дворец в прошлом году отметил свое 75-летие. Мы работаем по 10 направлениям и по 400 программам, у нас занимаются 15 тысяч детей. Мы тесно сотрудничаем с родительским комитетом, родители помогают нам выбрать те направления работы, которые действительно интересуют детей, но по тем или иным причинам еще в нашем дворце не представлены. Если этим не заниматься, если государство не станет вкладывать средства в воспитание и образование, то мы не получим творческого человека, который необходим нашей стране.Эдуард БОЯКОВ, театральный режиссер:- Я работаю в театре «Практика», мы стараемся делать спектакли, которые были бы интересны детям, подросткам, молодежи. Должен сказать, что дети очень чувствительны к языку, они намного лучше, чем взрослые, разбираются в современной культуре, осваивают то ее пространство, в котором находятся самые продвинутые образцы современного творчества. Весь вопрос в том, как их туда ввести.Юрий БОГДАНОВ, заслуженный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных:- У меня трое детей, и я хочу, чтобы они были развиты, чтобы смогли проявить свои способности. Предпрофильная подготовка будущих музыкантов, художников, хореографов у нас поставлена на хорошем уровне, а вот общую систему дополнительного образования нужно еще совершенствовать. Ребята должны учиться понимать музыку, воспринимать искусство.Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка в Москве:- Я чувствую свою вину перед системой дополнительного образования, потому что в свою бытность депутатом Московской городской Думы мы смогли сделать законы о дошкольном, школьном, профессиональном образовании, об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, а вот о дополнительном не позаботились. Я думаю, семье и ребенку все равно, кому принадлежит учреждение дополнительного образования (какому департаменту), федеральное оно или городское, для них главное, чтобы оно было доступно, чтобы там было интересно, чтобы там помогали развивать способности ребенка. В фигурном катании есть обязательная программа и произвольная, причем смотреть произвольную людям всегда интереснее. Так и в образовании: с точки зрения ребенка, школьное образование обязательное, а дополнительное – произвольное, зрелищное, оно во многом для каждого ребенка может определить не только профессию, но и будущее хобби, когда наряду с основным делом он мог бы чем-то с увлечением заниматься. Мы сегодня знаем, как воспитать лауреата международных конкурсов, но не знаем, как привлечь в систему допобразования максимальное количество ребят, как воспитывать любителей музыки, живописи, танца, спорта. У нас есть ЕГЭ по предметам, но если учреждения высшего образования, принимая молодого человека, будут еще смотреть и на то, чем он увлекается, возникнет серьезная перспектива для деятельности системы дополнительного образования. То есть достижения ребенка в допобразовании должны учитываться так же, как учебные. Я думаю, что Москва, как это бывало и в других случаях, может показать пример всей Федерации, показав, как это работает.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте