Как часто цель образования трактуют как готовность к жизни! Да и само слово «образование» в одном из своих значений не случайно выступает как «созидание чего-либо» (создать – в каком-то смысле дать жизнь, ведь так?).
Федеральный закон об образовании официально декларирует, что общее образование направлено «на развитие личности и приобретение… знаний, умений, навыков, формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе…». Но что такое эта самая «жизнь человека в обществе»? Как оценить качество этой жизни? Материальным достатком? Степенью удовлетворенности собственным трудом? А может быть, и вовсе неизмеримым ощущением внутренней свободы и потребностью творчества? Мне кажется, что взаимная зависимость этих понятий гораздо глубже! «Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны», – сказал Николай Чернышевский. «Грубы» – это о неумении жить рядом с другими людьми и общаться с ними; «бедны» – это о неумении строить свою жизнь; «несчастны» – о внутренней неудовлетворенности своим существованием, другими людьми, а главное – собой. Вот вам и оценка качества жизни при отсутствии образования! Или вот еще – слова Константина Паустовского: «Невежество делает человека равнодушным к миру»! Что может быть страшнее этого?! Наверное, именно от качества образования зависит, какой станет жизнь человека в его собственных глазах. Убеждена: хорошее образование не только в знаниях, оно в умении понимать жизнь и ценить ее. Для меня качество образования редко выражается в цифрах (хотя, конечно, приятно слышать и про высокие результаты ЕГЭ, и про поступление в сильный вуз, и про пятерки в учебном журнале). Но так хочется поставить знак равенства между образованностью и интеллигентностью, душевностью, умением оказать помощь нуждающемуся в ней, принести пользу Отечеству! Мне кажется, именно эти качества человека свидетельствуют о высоком уровне его образования. Как жаль, что получение образования так часто мотивируется возможностью в дальнейшем получить высокооплачиваемую работу, удовлетворить свои амбиции быстрым карьерным ростом. Да нет, я понимаю, что от действительности не уйти, и нет ничего плохого в том, что школьники задумываются о будущем благосостоянии. Но я, наверное, неисправимый романтик и еще более – идеалист, потому что уверена: качество жизни измеряется совсем другим! Вот мы шагаем с ребятами по дорогам войны, ощущаем тепло летнего дня и густой запах леса. Нам здорово друг с другом, нам интересно встречаться с новыми людьми и, слушая рассказы очевидцев о войне, каждой клеточкой тела чувствовать, как прекрасна мирная жизнь, как счастливы мы, внуки и правнуки тех, кто когда-то проливал свою кровь в этих местах, теперь спокойных, мирных, притягательных особенно для городских жителей. Я очень рада, что мои ребята все это понимают, значит, создана правильная атмосфера, значит, не зря все разговоры, споры, дела, которые делали вместе! Ведь воспитание – неотъемлемая часть того, что входит в понятие образования! «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству!» Как хотелось бы, чтобы эта фраза Грибоедова тоже стала для детей понятной и «своей»! Ведь для некоторых целью обучения становится комфортная жизнь за границей. Высокое качество жизни в обмен на полученное здесь, в России, качественное образование…«А может быть, – предлагаю я ребятам, – подобно Ломоносову и Пирогову, усовершенствовав свое образование за границей, имеет смысл повышать качество жизни здесь – для своих соотечественников?» Качество образования – это и та атмосфера, которая создается вокруг ребенка: родителями, учителями, одноклассниками, другими учениками. Эта атмосфера – школьная жизнь – всегда имеет некие свойства, качества. И чем интеллектуальнее и нравственнее интересы ребят, тем выше качество их образования, тем выше качество их жизни! Нет такого словосочетания – «качественная жизнь», но если бы оно было, то, наверное, обозначало бы что-то вроде «жизнь, за которую не стыдно»: не стыдно самому ребенку, не стыдно его родителям и наставникам. Часто можно услышать мнение: чем лучше знаешь свой предмет – тем больших высот в нем достигнешь. Глубокие профессиональные знания – это отлично, получением этих знаний оправдывается стремление умных детей в сильные, общественно признанные вузы. Но кто же может жить только в своем предмете? Качественное образование невозможно без развития ребенка, без формирования его личности: свободы мышления, нравственных ценностей, «благородной привычки» к труду, умения по-толстовски «полюблять жизнь». Только тогда человек будет успешен – и будут чувствовать его надежное плечо те, кто рядом с ним. Наверное, самые важные, самые главные, основополагающие для формирования личности вещи закладываются именно в средней школе. Именно здесь ребенок «образовывается», как бы созидается – и чем качественнее этот процесс, тем качественнее будет результат – его собственная жизнь.
Комментарии