Институт гуманитарных наук – одно из крупнейших структурных подразделений МГПУ – готовит учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранных языков и литератур. Мы готовим исследователей в области исторических и филологических наук, специалистов по связям с общественностью. С 2015 года институт открывает новое направление подготовки – «Философия».
Институт гуманитарных наук МГПУ ведет свою историю с 1995 года – с момента основания вуза. Исторический и филологический факультеты существовали в университете как самостоятельные структурные подразделения до 2010 года, когда на базе двух факультетов был создан Институт гуманитарных наук (ИГН). То есть 2015 год – это и 20-летие МГПУ, и 20-летие основания филфака и истфака, и 5-летие объединенного Института гуманитарных наук.С одной стороны, создание Института гуманитарных наук было одним из первых проявлений мощного актуального тренда на объединение и укрупнение образовательных структур, который продолжается в МГПУ, в системе образования Москвы, в образовательных системах других регионов и многих зарубежных стран. С другой стороны, объединение историков и филологов в один институт можно рассматривать как продолжение традиций отечественного высшего образования. Ведь историко-филологическое отделение (затем факультет) существовало в Московском университете в XIX веке. Подобные же отделения и факультеты были и в первых педагогических учебных заведениях Российской империи, а позже в истории советской системы высшего педагогического образования. Объединение в Институт гуманитарных наук стало не просто сложением потенциалов двух успешных факультетов, оно привело к усовершенствованию форм и методов администрирования, структурной оптимизации, совершенствованию учебного процесса, открытию новых кафедр и направлений подготовки, постоянному взаимообогащающему сотрудничеству и общению студентов и преподавателей разных специальностей. В 2012 году в ходе реорганизации путем присоединения к МГПУ Московского гуманитарного педагогического института в наши ряды влились многие преподаватели и студенты этого института – филологи, специалисты по связям с общественностью и представители других специальностей. Таким образом, за последние 5 лет коллектив Института гуманитарных наук МГПУ приобрел ценный опыт объединения и поиска современных консенсусных форм работы. Конечно, реорганизации не могли пройти без сложностей, но они были совместными усилиями преодолены. Важно, что студенты института не просто наблюдали весь процесс организационного развития ИГН, но и участвовали в нем, а это значит, что наши выпускники пойдут работать в укрупняемые сегодня школы Москвы с ценным опытом организационного строительства и социального сплочения педагогических коллективов.Набор на обучение в бакалавриате в 2015 году мы ведем по 5 направлениям: «Педагогическое образование» (профиль «История»); «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык, литература»); «История»; «Филология» (профиль «Зарубежная филология»); «Философия». Все программы предполагают 4-летний срок обучения, за исключением программы пятилетнего бакалавриата «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык, литература»).Основа обучения в институте – гармоничное сочетание традиций классического университетского образования и педагогической подготовки. Выпускник ИГН имеет возможность выбирать как сферу приложения своих профессиональных компетенций и педагогическую деятельность (которая сегодня в Москве приносит достойный заработок), и научно-исследовательскую работу, а также труд в сфере бизнеса, управления, издательского дела, туризма и многих других сферах.Магистратура ИГН МГПУ в 2015 году – это 15 программ подготовки по самым актуальным направлениям гуманитарных наук и образования. Магистратура ИГН готовит высококвалифицированных исследователей и практиков, способных приложить свои знания и компетенции к решению таких масштабных задач современности, как социокультурное развитие в полиэтнической среде, обучение русскому языку как неродному, религиоведческая и этическая проблематика, международные отношения и изучение иностранных языков, история России и история политических элит. Директор ИГН профессор В.Кириллов отмечает: «В настоящее время важнейшим уровнем профессиональной подготовки стали магистерские программы, ориентированные на подготовку работающих и будущих учителей, которые приходят в магистратуру из бакалавриата в условиях перехода к новым ФГОС». Методические кафедры института предлагают 6 программ подготовки, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий в образовании, теорией и методикой преподавания социально-гуманитарных и филологических дисциплин, историко-культурным туризмом, музейной педагогикой. Обучение в магистратуре возможно в очной и очно-заочной формах.Профессорско-преподавательский состав института объединяет 59 докторов и 102 кандидата наук. Среди наших преподавателей есть лауреаты государственных и профессиональных наград и обладатели почетных званий, члены-корреспонденты Российской академии образования, члены других российских и международных научных академий и общественных организаций. Руководят организацией учебной и научной работы в ИГН известные ученые И.Бубнова, Е.Геворкян, В.Коханова, А.Смирнова, Е. Ярыгина, В.Рябов, В.Кириллов, Б.Бессонов, В.Корнилов, Ф.Михайловский, А.Сорокин. Выпускники – гордость Института гуманитарных наук. Наш выпускник Антон Молев – депутат Московской городской Думы нынешнего созыва, почетный работник общего образования, известный педагог, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2011». Институт подготовил учителей, плодотворно работающих в тысячах школ. Многие из них стали руководителями московских образовательных учреждений, например, Илья Бронштейн возглавляет школу №1371, а школу №444 – Павел Северинец. Выпускники, избравшие научную карьеру, пополнили профессорско-преподавательский состав ИГН, трудятся в разных структурных подразделениях нашего университета, в других вузах и научных центрах.Одно из важных направлений работы Института гуманитарных наук – расширение международного сотрудничества. ИГН поддерживает интенсивные контакты с научными центрами и университетами многих стран Содружества Независимых Государств, Европы и Азии. Среди недавних научных работ наших преподавателей – публикации в иностранных сборниках, серийных и периодических изданиях «Slavica Wratislaviensia» (Польша); «Язык и дискурс: семантико-синтаксический, прагматический и лингводидактический аспекты» (Беларусь); «14th Biennial Conference Old and new generations in the 21st century» (Италия); «Humanities and Social Sciences Review» (США); «5th UK Cognitive Linguistics Conference» (Великобритания); «Языки и культура в современном мире» – материалы конференции «Association Internationale de Linguistique Appliquee» (Франция). В ИГН уже в течение 10 лет осуществляют международный научно-издательский проект – серийный сборник трудов «Русистика и компаративистика» (Россия – Литва – Польша). Многие сотрудники ИГН активно участвуют в грантовых исследованиях Департамента образования, РГНФ, Федерального агентства «Россотрудничество», фонда «Русский мир». В сентябре 2014 года в институте состоялась крупная международная конференция «Первая мировая война – пролог ХХ века», организованная совместно с Институтом всеобщей истории РАН и МГУ им. М.В.Ломоносова. В октябре 2015 года состоятся традиционные, уже четырнадцатые, Виноградовские чтения – масштабный и авторитетный научный форум по проблемам филологических исследований и гуманитарного знания. В организации мероприятия принимают участие наши партнеры – вузы Литвы, Беларуси и Польши.ИГН развивает не только научное, но также культурное и гуманитарное международное сотрудничество. Институт принял участие в замечательной инициативе российской общественной организации «Дух Эльбы», посвященной 70-летию Великой Победы. По материалам Центрального государственного архива Москвы, где сохранились сочинения московских школьников, написанные 1 сентября 1941 года, преподавателями и студентами ИГН был подготовлен видеоролик: в кадре подлинные сочинения детей, а за кадром наши студенты читают цитаты в переводе на немецкий язык. В ходе памятного автопробега в апреле 2015 года этот видеоролик демонстрировали в городах России, Беларуси, Польши и Германии. Ролик будут демонстрировать в экспозиции музея города Торгау – места, где на берегах Эльбы в 1945 году произошла знаменательная встреча Красной Армии и союзных американских войск.Весь 2014-2015 учебный год в институте проходит под знаком юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Ему посвящены научные, культурно-воспитательные и социально значимые мероприятия: круглые столы, лекции, экскурсии, фотовыставки, подготовленные нашими студентами, конкурсы. Студенты участвовали в предъюбилейных общественных акциях и проектах, кинопросмотрах, встречах с ветеранами и многом другом. 22 апреля 2015 года в институте состоялась научная конференция «К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне». Историко-документальная выставка «Неизвестные герои. А завтра была война…», представленная в апреле и мае 2015 года в корпусе института и также посвященная юбилею Победы, стала еще одним проявлением многолетнего плодотворного сотрудничества ИГН с архивистами Москвы. Празднование 70-летия Великой Победы продолжилось в ИГН и после 9 мая проведением мероприятий, посвященных фронтовой поэзии и песням о войне.Другое важное общегосударственное начинание, которое активно поддерживает коллектив ИГН, – Год литературы в Российской Федерации. Только в первой половине 2015 года Институт гуманитарных наук провел более двух десятков разнообразных мероприятий, приуроченных к Году литературы. Это конференции и семинары, лекции и вечера художественного чтения, конкурсы и олимпиады, презентации и встречи. Героями мероприятий стали Грибоедов, Тургенев, Шолохов, Высоцкий и многие другие классики русской и мировой литературы.Институт реализует свою учебную, научную и воспитательную работу в постоянном взаимодействии со школами, вузами – партнерами МГПУ, с учреждениями РАН и РАО, музеями, архивами, театрами, просветительными организациями Москвы, России и зарубежья. Тем самым ИГН отвечает на еще один актуальный запрос системы образования – глубокое и активное внедрение образовательной организации в современную культурно-образовательную среду.Олег ЗАКИРОВ, заместитель директора ИГН МГПУ по воспитательной работе, доцент кафедры методики преподавания истории
Комментарии