search
main
0

Образование – государственное или районное?

Заметки с III съезда Профсоюза работников народного образования и науки

Практика конструктивного диалога… с властью. Возможно ли такое в нашей стране? По мнению председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимира Яковлева – возможно. Эта жизнеутверждающая мысль прозвучала в его докладе, открывшем III съезд профсоюза.

Впрочем, недавний (13 марта) прецедент с пикетом у Белого дома, который не состоялся только потому, что правительство в последний момент решилось на переговоры с профсоюзами, наталкивает на мысль об обратном: только угроза пикета, забастовки или еще какой-либо крайней меры могла сподвигнуть власть на диалог. Уместно ли здесь употреблять прилагательное “конструктивный”?..

то старое помянет – тому глаз вон. Уже апрель. 5 число. 207 делегатов съезда со всей России собрались в столичном пригороде – поселке Московский. Забегу вперед и сообщу, что Владимир Яковлев решением съезда переизбран на следующий срок единогласно. Чтобы “покончить” с приятными, на мой взгляд, новостями и перейти к проблемам, скажу также и о награждении лидера учительского профсоюза орденом Дружбы народов. Вручал орден министр образования Владимир Филиппов.

Итак, проблемы. Абсурдная, в общем-то, ситуация стала в наши дни привычной: в одной стране, на одной географической широте и даже в одной области, только в разных районах “А” и “Б” находятся две совершенно одинаковые типовые школы. В “А” учителям выплачивают зарплату ежемесячно, в “Б” – задерживают на квартал. Вопрос: почему? Нет, это не задачка по математике, скорее по экономике, нашей больной экономике. Только в ней возможен подобный вопрос и соответствующий ответ: район “А” – донор, “Б” – дотационный. Как будто образование у нас не государственное, а районное.

Ведь это же просто невыносимо – зависеть от платежеспособности местных дельцов и получать зарплату только тогда, когда они соблаговолят заплатить налоги в муниципальный бюджет.

В Министерстве образования совместно с профсоюзом, похоже, придумали панацею от неплатежей – разработан законопроект “Об обеспечении государственных гарантий права граждан на общее образование”, повышающий ответственность властей за финансирование школ. Намного ли повышающий?

До уровня бюджета субъекта Федерации. Именно из него должны будут финансироваться расходы образовательных учреждений на реализацию государственных образовательных стандартов, то есть зарплата учителей и технического персонала, выплаты в государственные внебюджетные фонды (прежде всего – Пенсионный), компенсации, связанные с педагогической деятельностью, учебная литература. Что касается расходов на ремонт помещений, приобретение оборудования и школьное питание – все это остается в компетенции органов местного самоуправления. Правду говоря, слово “остается” в данном контексте не совсем корректно, поскольку ремонт школ давно уже находится в компетенции не районных властей, а родителей и директоров. В Тамбове, например, я столкнулся с весьма колоритным тому подтверждением. Чтобы отремонтировать школьную столовую, директору пришлось сдать ее в аренду, получить плату краской и линолеумом, а затем подрядить родителей в качестве ремонтной бригады на общественных началах…

Но это так, лирическое отступление на фоне “первомайского” обещания, которое родилось на переговорах профсоюзов с правительством 13 марта. Не устану цитировать его нетленные строки: “…до 1 мая Минфину и Минтруду рассмотреть предложения по недопущению впредь задолженности по зарплате в регионах”. Если оба министерства примут новый законопроект за основу, возможно, наши учителя скоро забудут, что такое забастовки, и станут голодать исключительно в целях поддержания стройной фигуры.

Между тем в выступлении профсоюзного лидера прозвучали неуверенные нотки относительно сроков погашения долгов. Судите сами, как можно трактовать подобное заявление: “Есть достаточная уверенность, что если не к 15 апреля, то к концу месяца задолженность работникам в абсолютном большинстве регионов будет погашена”. Если мне не изменяет память, протокол переговоров профсоюзов с правительством не содержал подобных неопределенных фраз: “достаточная уверенность” или “абсолютное большинство”.

Когда будет верстаться следующий номер “Учительской”, станет известна цена правительственных обещаний. Если их не выполнят в срок, то где же гарантия, что они вообще осуществимы?!

Любой съезд интересен информацией с мест. Жизнь в провинции подчас бывает значительно более насыщенной, нежели столичная. В Казани, например, ожесточенная схватка администрации студгородка Казанского госуниверситета с профсоюзом закончилась победой последних.

– Мы заставили их подать заявления об уходе, к сожалению, “по собственному желанию”, – не без гордости заявил Игорь Бикеев, заместитель председателя профкома студентов Казанского университета. Правда, победа эта чуть не стоила ему членства в Ученом совете.

Вывод из подобного инцидента можно сделать следующий: рычаги давления на профсоюзных деятелей первичных организаций со стороны администрации достаточно тривиальны – “мочить” по служебной линии. Ведь, кроме профсоюзной нагрузки, лидерам первичек надо еще где-то работать.

Как оказалось, иностранным профсоюзным деятелям близки и понятны наши российские проблемы. Этот вывод можно было сделать, выслушав выступление Эли Жуэна, представлявшего на съезде “Интернационал образования”. Помимо России, вошедшей в “Интернационал” в 1995 году, эта международная организация объединяет 300 стран.

Эли Жуэн отметил, что, несмотря на кризис, российское образование продолжает котироваться в мире достаточно высоко и за примерами далеко ходить не надо. На завершившейся Всемирной олимпиаде по информатике и программированию, в которой приняли участие 2400 команд, наши заняли первое место. Наши – это команда Санкт-Петербургского государственного университета…

В заключение немного официоза. Об итогах III съезда Профсоюза работников народного образования и науки.

Принято обращение делегатов съезда к депутатам Госдумы с просьбой в первоочередном порядке обсудить законопроект “Об обеспечении государственных гарантий права граждан на общее образование”, а также защитить права учителей на достойное пенсионное обеспечение.

А также обращение к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой, цитирую: “…внимательно отнестись к изложенным предложениям и принять дополнительные меры для их реализации”. Предложения эти всем известны: погашение долгов, недопущение их впредь, повышение зарплаты российским учителям путем индексации и возврата к прежним тарифным коэффициентам.

Пора наконец завершить эксперимент с “переходной экономикой” и индексировать заработную плату, опережая прожиточный минимум, а не догоняя его. Как известно, нет ничего хуже, чем ждать и догонять.

Дмитрий ЕГОРОВ,

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте