18 мая председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова встретилась с генеральным секретарем Интернационала образования Фредом Ван Люэном, который прибыл в Москву с однодневным визитом. Стороны обменялись опытом, обсудили проблемы финансирования образования, обострившиеся в связи с мировым экономическим кризисом, не обошли вниманием и ситуацию, складывающуюся в российских регионах в ходе введения новых систем оплаты труда. Сегодня Интернационал, созданный в 1993 году, объединяет 30 миллионов педагогов, состоящих в учительских профсоюзах 172 стран мира. В интервью «МП» Фред Ван Люэн рассказал о современных проблемах образования и поделился своим видением их решения.
– Фред, какова цель вашего визита в Россию?
– Российский профсоюз образования и науки – крупнейшая организация в составе Интернационала. Мне важно знать, каковы взаимоотношения вашего профсоюза с Правительством России, как развивается образование в стране. Интернационал заинтересован в том, чтобы национальные профсоюзы имели возможность вести переговоры со своими правительствами, заключать с ними соглашения в интересах своих работников. Нам важно отслеживать эти процессы в различных странах мира. Кроме того, председатель российского профсоюза Галина Меркулова является вице-президентом Европейского комитета Интернационала образования, поэтому всегда есть политические, структурные вопросы, о которых нам нужно переговорить. Помимо этого, мне очень нравится приезжать в Москву.
– Как экономический кризис повлиял на систему образования в мире?
– Очень опасно то, что многие правительства намерены сократить финансирование образования. Некоторые богатые страны приняли объемные меры по выходу из кризиса, которые стоят миллиарды. И конечно, в два-три ближайших года они будут искать пути, как покрыть эти расходы. Мы думаем, что основные трудности начнутся в 2010 году. При этом в первую очередь пострадает качество образования. Во многих странах учителя будут терять работу.
Два месяца назад мы начали массовую международную кампанию «Поддержим образование», чтобы повлиять на национальные правительства. Мы хотим убедить их в том, что необходимы новые капиталовложения в образование, потому как именно образование способно вывести из кризиса. Именно образование способно подготовить людей к той ситуации, которая сложится после его преодоления. Потому что мир через несколько лет будет другим. Экономика уже сейчас меняется, изменится и рынок труда. Именно к этому надо подготовить молодых людей, но это касается не только молодежи. Люди старшего поколения тоже будут нуждаться в переподготовке, чтобы через несколько лет найти свое место в новой экономической ситуации. И все это можно сделать, только развивая образование. Именно поэтому мы заявляем, что нельзя производить никаких финансовых сокращений в образовании, наоборот, необходимы новые капиталовложения. Недавно мы получили поддержку Международного валютного фонда в этом вопросе. Его руководство заявило, что дополнительные капиталовложения в образование позволят скорее выйти из кризиса. Это заявление было сделано на недавней встрече «Большой двадцатки» и на встрече стран Организации экономического сотрудничества и развития. Оно направлено в адрес состоятельных стран, стран, в которых есть финансовые резервы.
– Руководство Интернационала напрямую выходит на правительства стран, где работают его членские организации, или действует через национальные профсоюзы?
– Мы, конечно, можем выйти на контакт с правительством любой страны, можем оказывать на него какое-то воздействие, но мы этого не делаем, поскольку считаем, что это дело конкретных профсоюзов конкретной страны. Мы являемся голосом наших национальных организаций, включая российский профсоюз, в международном сообществе. Мы выступаем от их имени в Международном банке, в ЮНЕСКО, в Организации экономического сотрудничества и развития, наконец, в ООН. Когда вы, как национальный профсоюз, оказываете влияние на свое правительство, мы одновременно влияем на политику международных организаций. И таким образом, получаются взаимосвязанные действия.
– В России активно идет процесс децентрализации образования, многие страны уже прошли этот путь. От каких ошибок вы могли бы предостеречь российское общество?
– Вы совершенно правы. Приватизация и децентрализация стали заметными явлениями в образовании. Хочу подчеркнуть, что Интернационал образования и все его членские организации выступают за качественное общественное, государственное образование. Именно оно является гарантией равных прав в доступе к получению образования для всех, другой альтернативы не существует. Приватизация – это не выход из положения, и мы выступаем категорически против приватизации образования. Мы считаем, что именно представители государства, будь то национальные, региональные или местные власти, должны находиться у руля образования. В первую очередь это важно для системы обязательного образования – начального, среднего, профессионально-технического, в меньшей степени – для высшей школы.
Децентрализация – это совершенно другой процесс. В странах мира существует различный опыт. Но я не знаю ни одной страны, где в процессе децентрализации образование бы улучшилось. Можно «децентрализоваться» до уровня отдельной школы и превратить ее в государственное предприятие, которое будет конкурировать с другими такими же государственными предприятиями. Мы считаем, что рыночные инструменты в образовании не работают. Противопоставление школ и отдельных педагогов друг другу не приводит к улучшению его качества. Во всяком случае, мы о таких примерах не знаем. Но и система, при которой школе до мелочей указывают, что и как нужно делать, тоже не ведет к улучшению. Образование – это творческая материя, поэтому ему нужна свобода. Свобода отдельному учителю, свобода отдельной школе, отдельному региону и муниципалитету. Необходима свобода в организации образовательного процесса с тем, чтобы он отвечал интересам каждого ученика, интересам конкретного региона, местности. Поэтому трудно дать однозначный ответ по поводу децентрализации, все зависит от того, как она реализуется в каждом отдельном случае.
Но мне кажется, что в России децентрализация зашла уже очень далеко. Мы получаем много тревожной информации о том, что происходит в вашей стране последние десять лет. С одной стороны – очень дорогие эксперименты, а с другой – просто передача денег в регионы без указания, на какие цели их нужно использовать, поддержка конкуренции в надежде, что это улучшит качество образования. По-моему, это те примеры, которым не нужно следовать. Образование – один из важнейших инструментов в руках государства для развития демократии, социального прогресса и социального равенства. И этим инструментом нужно очень грамотно и разумно пользоваться. Нельзя бездумно передавать его в руки свободного рынка или местных властей. Надо, чтобы он использовался под надзором общества и государства.
Я не ставлю под сомнение, что руководство России стремится к улучшению качества образования и к тому, чтобы каждый российский ребенок имел возможность его получить. Но я не могу сказать, что за последние 10 лет политика в области образования в вашей стране дала такие конкретные результаты. Конечно, мы наблюдаем за этими процессами на расстоянии, но эти наблюдения не добавляют нам оптимизма.
Нас очень тревожит состояние оплаты труда работников образования в России. Мы считаем, что она не соответствует даже минимальным стандартам. К сожалению, многие молодые люди даже не рассматривают возможность того, чтобы стать учителем. Поэтому вполне вероятно, что через несколько лет Россия может столкнуться с острой нехваткой квалифицированных преподавателей.
– По прогнозам вашей организации, через 10-15 лет эта проблема станет международной. Есть ли какие-то пути ее решения, которые вы могли бы предложить?
– И да, и нет. Интернационал образования не занимается подготовкой учителей, это задача правительств. Но мы постоянно напоминаем правительствам об их ответственности в решении этой проблемы. Мы напоминаем им о том, что они очень рискуют, если не будут заниматься качественной подготовкой преподавательских кадров и не сделают эту профессию привлекательной для молодежи. И наши кампании, наши заявления на международной арене дают свои результаты. Несколько международных экономических организаций уже приняли нашу позицию и заявили о том, что подготовка качественных педагогических кадров должна войти в число первоочередных задач отдельных государств. Дело в том, что во многих бедных странах, где наблюдается нехватка преподавателей, правительства начинают нанимать неподготовленный персонал. Иногда так называемые будущие учителя проходят подготовку, которая длится 1-2 дня. Таких учителей в малоразвитых странах сотни тысяч, они ведут занятия в классах, где очень большое число учеников.
Что может произойти в России, странах Европы, Северной Америки, если немногие захотят стать учителями? То же самое: в классы придут неподготовленные педагоги. И это разрушит учительство как профессию.
Как повысить привлекательность профессии педагога? В России еще многое нужно сделать, чтобы добиться достойной зарплаты для учителей. Но не менее важно дать педагогам возможность проходить курсы подготовки и переподготовки, повышения квалификации, предоставить им всевозможные профессиональные свободы, позволяющие стать хорошим учителем. И, конечно же, прекратить постоянно повышать их нагрузки.
– В каких странах, по вашей оценке, сфера образования наиболее развита?
– В первую очередь я бы отметил страны Северной Европы. Там общество в значительной степени следует тем критериям, которые я только что перечислил. В некоторых странах существуют прекрасные школы, но эти школы могут быть доступны только единицам, они, как правило, частные. В других странах существует стопроцентное государственное образование, но плохого качества. То есть надо смотреть, чего бы общество хотело: целиком государственную систему образования с невысоким качеством или смешанную систему образования с лучшим качеством. Многие правительства стоят перед этим выбором. Мне кажется, в странах Северной Европы смогли добиться хорошего баланса между качеством образования и возможностью его получения. Это касается условий труда, заработной платы учителей и качества подготовки педагогов. Но в этом вопросе надо быть очень осторожным. Организация экономического сотрудничества и развития периодически проводит исследование PISA (Международная сравнительная оценка качества подготовки учащихся), где делается анализ качества образования пятнадцатилетних подростков. По результатам этих исследований всегда получается, что кто-то наверху, а кто-то внизу, и политики пользуются этим. Потому что очень трудно каким-либо образом измерить качество образования. Например, можно сказать: ВВП в стране высокий, значит это говорит о хорошем развитии образования. А можно сказать так: уровень преступности в стране высокий, значит, система образования не справляется со своими задачами. Даже уровень самоубийств можно соотнести с образованием. Поэтому сравнивать страны по уровню развития образования очень сложно.
Москва
Комментарии