Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, выступая на Российской креативной неделе, заявил, что не поддерживает игровое обучение и считает, что образование – это труд. «Чтобы получить хорошее образование, надо приложить усилия. Нельзя превращать образование в развлечение… Всегда образование – это труд, особенно это труд, когда вы получаете образование техническое, инженерное, медицинское», – подчеркнул глава ведомства. А что думают по этому поводу наши эксперты и читатели?
Алексей ЛУБКОВ, ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ):
– Согласен с Валерием Николаевичем в том, что образование – всегда труд. Но и труд должен быть интересен обучающемуся.
Игровому образованию тоже есть место в обучении, особенно оно важно в дошкольном образовании и начальной школе, в дополнительном образовании. В игровом обучении каждый может себя проявить, так как игра – естественная среда для детей любого возраста. И она же – практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Только если у взрослых слово «игра» ассоциируется с отдыхом и бесцельным времяпрепровождением, то для детей игра – это настоящая работа. Но естественная, а не навязанная против воли.
В процессе игры дети познают мир, узнают первые правила и нормы поведения.
Анна ЗАВАЛИНА, руководитель направления педагогических программ мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей»:
– Тема современного образования и использования новых подходов, в том числе инструментов игры, для вовлечения детей в образовательный процесс очень актуальна именно сейчас, когда еще действуют определенные меры из-за ситуации с коронавирусом.
Из-за пандемии и перехода на дистанционное образование выросли требования к умению выстроить процесс обучения. И именно геймификация – мощный инструмент вовлечения в процесс. Это не про то, как сделать весело и интересно, скорее это логичный результат применения таких техник.
Грамотное и корректное введение в урок персонажей знакомых и любимых детских сказок – геймификация – поможет детям легко усваивать предметы и сделает получение знаний интересным процессом.
Например, в начальной школе используют геймификацию как «игровую рамку» – сценарии, сказки, мультфильмы, сюжеты которых хорошо знакомы детям. Они легко включаются в игру и впитывают знания. Благодаря игре можно ненавязчиво изучить правила гигиены перед походом в столовую – с помощью загадок (отгадки – алгоритмы действий, которые нужно выполнить, перед тем как сесть за стол).
Сам термин «геймификация» подразумевает применение подходов, характерных для игр, вне игровых процессов ради повышения вовлеченности в решение задач. Геймификация опирается на динамику – сценарии, требующие внимания в реальном времени, эстетику – создает впечатление, эмоционально вовлекающее, механику – элементы, характерные для игры, и социальное взаимодействие.
Чтобы геймификация сработала на пользу образования, есть несколько правил. Первое – простота («покажи, и я пойму»). Второе – наглядная визуализация процесса (например, карточки с картинками), что повышает уровень безопасности обучения. И, наконец, третье – отсутствие соревновательного эффекта, ведь это снижает желание участвовать в игре (особенно для малышей). Должен подразумеваться сценарий, где мы все вместе двигаемся к общему результату.
Гюзель АБДУЛОВА, автор популярных книг по скорочтению:
– Игра – дело серьезное. Часто взрослые видят в игре только развлекательную составляющую. Но игра – основной вид познавательной деятельности ребенка, как дошкольника, так и школьника.
Через игру ребенок получает жизненный опыт, применяет и закрепляет полученные знания, социализируется.
Любая активная игра развивает мозг, активирует мозжечок, посылает множество импульсов в лобную долю, исполнительную часть, помогает развитию памяти, внимания.
Применяя игры в обучении, мы говорим на языке ребенка, делаем процесс познания легким и интересным, вовлекаем детей. Например, сложный термин или правило можем обыграть, применив ассоциацию.
Как показывают исследования Американского национального института игры (National Institute for Play), тем, кто в детстве был лишен возможности играть, многого недостает в жизни. Став взрослым, такой человек не видит всех возможностей выбора в сложных обстоятельствах, он менее способен к импровизации и с трудом воспринимает неожиданный поворот событий.
Светлана ПОПОВА, учитель английского языка, Великий Новгород:
– Я противник игровых методов в обучении. При этом я преподаю английский язык в начальных классах. Я четко понимаю, какую информацию дети конкретного возраста способны воспринять, а какая будет для них сложна. В этом мой секрет преподавания. И все мои группы показывают при переходе в пятый класс к другим учителям блестящие результаты. Песенки, стишки и другие развлекательные приемы при изучении иностранного языка бесполезны, потому что они не опираются на знания ребенка, ученик их механически заучивает, не понимая. Это мое мнение. Но мой муж, по профессии преподаватель художественной школы, меня не поддерживает. Он сказал, что в детстве ненавидел школу из-за скуки. И что к таким фантазерам, творческим людям, как он, учителя должны иметь особый подход. Это заставило меня задуматься…
Анна С., учитель русского языка и литературы, заместитель директора школы, Воронежская область:
– В целом я согласна с министром Валерием Фальковым. Действительно, получение и усвоение новых знаний – это большой труд, особенно в таких сложных профессиях, как врач или инженер. Учительская дорога тоже непростая. Но я считаю, что получение высшего профильного образования отличается от усвоения общего среднего. Все-таки в школе обучаются в основном дети, а не взрослые люди, каковыми являются студенты. И школьное образование для детей у нас обязательное, а вузовское для студентов – по осознанному выбору. Наши детки, даже если не хотят учиться, должны это делать, это их обязанность. Поэтому так важна мотивация к обучению, и ничто так не мотивирует в младшем школьном возрасте, да и частично в среднем, как игра. Мы играем с детьми на уроках, стараемся сочинять необычные уроки, что-то придумывать, заинтересовывать детей, иначе мотивация к обучению может пропасть или не возникнуть вовсе. Особенно важны игровые моменты в условиях наших перегруженных программ, в которых далеко не все соответствует возрасту, запросам детей и родителей.
Комментарии