В декабре стартовала самая необычная и, можно предполагать, самая масштабная частная инициатива в сфере образования – большая игра «Школа Рыбаков Фонда» имени Льва Выготского. Она объединила два новаторских проекта, которые за несколько лет успешно себя показали и привлекли более 110 тысяч участников – детей и взрослых. Что такое образовательная игра «Школа Рыбаков Фонда» имени Льва Выготского (https://rybakovschoolaward.ru/), зачем и как в ней участвовать, мы поговорили с Екатериной РЫБАКОВОЙ, сооснователем и президентом Рыбаков Фонда, основателем фонда «Университет детства».
– Екатерина, начну с простого вопроса: кому и зачем участвовать в игре?
– В игре может участвовать любой человек, так или иначе связанный с образовательным учреждением. Это руководители и педагоги школ, детских садов, колледжей, центров дополнительного образования и т. д. Это дети, которые там учатся. Это их родители. Это выпускники.
Отвечая на вопрос зачем, я сделаю шаг назад. Мне кажется, большой вызов для нашего общества – преодолеть атомизацию и почувствовать, что от каждого из нас что-то зависит. Атомизация и чувство, что от тебя не зависит ничего, – два тесно связанных процесса. Мы предлагаем участникам конкурса объединяться вокруг общей цели и вместе влиять на то, каким будет образование, какой будет школа или садик, каким будет будущее детей.
– А что за цель может объединить участников игры и как именно они могут повлиять на мир вокруг и достичь ее?
– Цель очень простая: сделать свое образовательное учреждение местом силы. Детский сад, школа – это не стены, не парты, не оборудование. Это люди и взаимоотношения между ними. Мы говорим участникам: «Только от вас зависит, какими будут эти взаимоотношения». И предлагаем создать среду, где кипит жизнь, где каждому есть место, чтобы проявить себя и чему-то научиться. Создать сообщество, в котором люди учатся слышать друг друга, доверять, поддерживать, договариваться.
Каким образом? В игре есть практические задания, выполняя которые участники пробуют себя в чем-то новом и сразу видят результаты своих действий. Например, привлекают в школу новых партнеров, которые проводят мастер-классы или помогают с ремонтом. Возвращают выпускников, которые могут делиться опытом с детьми или даже просто вернуться и сказать учителю спасибо. Создают проекты по благоустройству образовательного пространства – медиастудию, зону рекреации, коворкинг, комфортную зону ожидания и общения для родителей и так далее. А потом ищут для реализации этих проектов ресурсы: привлекают спонсоров, запускают фандрайзинг, проводят благотворительные аукционы.
– Вы сказали, что в игре участвуют и дети, и взрослые.
– Да, для нас очень важно видеть в ребенке субъекта образовательного процесса. Нужно с детства развивать у него активную, ответственную и самостоятельную позицию. Мы называем это предпринимательским отношением к своей жизни. Проблема в том, что зачастую дети в школе не понимают смысла происходящего, потому что не понимают, как это связано с реальной жизнью. А еще потому, что их никто не спрашивал, что интересно им, чего они сами хотят. Мы их муштруем и навязываем свои представления о мире. И, по сути, мы растим поколение потребителей и исполнителей чужой воли, которые не понимают, чего они хотят, не умеют ставить цель и достигать ее.
А разве мы хотим этого? Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вышел во взрослую жизнь с арсеналом навыков, которые позволят ему сориентироваться и не потерять себя в нашем быстро меняющемся мире. Поэтому очень важно не откладывать жизнь на потом, а давать детям проявлять себя и развивать эти навыки уже сейчас.
– В проекте активно используются геймификация и соцсети. Расскажите, почему вы выбрали эти инструменты?
– Да, за несколько лет мы уже наработали богатый опыт использования геймификации, и в игре Rybakov School Award, и в конкурсе имени Выготского, на базе которых появилась наша новая игра.
Смысл в том, чтобы сам процесс приносил участникам пользу. Чтобы они видели изменения прямо сейчас и чувствовали радость и свою силу. Поэтому мы разрабатываем практические задания. Участники регистрируются на сайте конкурса https://rybakovschoolaward.ru/ и переходят в чат-бот. Там они получают задания, выполняют их и рассказывают о результатах в соцсетях. Для нас это еще и способ верификации того, что сделали участники. А для них способ научиться презентовать свою работу и привлекать новых единомышленников.
Игровой формат не только повышает мотивацию, но и снижает стресс, это тоже важно. В конкурсах, нацеленных на победу и главный приз, всегда есть проигравшие. А у нас каждый – победитель, потому что он смог немного изменить себя и мир вокруг, открыть в себе новые возможности. И этот опыт останется с человеком навсегда.
– В игре два трека – командный и лидерский. Расскажите, почему? И кто может участвовать в них?
– Нет сообщества без лидера, нет лидера без сообщества. В игре два трека, которые органично дополняют друг друга.
В трек «Команда» нужно собрать единомышленников, создать сообщество и прокачать свою образовательную организацию, выполняя наши задания. В команде есть обязательные роли: педагог, представитель администрации, учащийся, представитель семьи, выпускник. Но число людей в команде может быть сколь угодно большим. У нас играли команды, состоявшие и из шести человек, и из сотни.
В треке «Лидер» мы даем возможность проявить свои лидерские качества, выйти за сугубо профессиональные рамки или за привычную роль родителя, который что-то спрашивает в чате и приходит на собрание.
В этом треке участвуют педагоги, родители, студенты, аспиранты и магистранты, обучающиеся по специальностям, связанным с образованием. Есть одно ограничение: победители Международного конкурса имени Льва Выготского не могут участвовать в этом треке. Потому что они уже стали лидерами изменений в своих городах, а мы хотим зажечь новые звезды. Но победители прошлых лет могут участвовать в командном треке.
– Сколько продлится игра?
– Игра продлится 4 месяца, до 14 апреля, итоги будем подводить в мае 2023‑го. Включиться в игру можно в любой момент!
– Кстати, про итоги: какие призы получат победители?
– В командном треке будет шесть победителей. Три команды получат по 1 млн рублей на реализацию своего проекта. Еще три команды отправятся в образовательный тур в сентябре 2023 года. Это совершенно новый для нас формат, и мы хотим организовать для команд трансформирующий опыт, расширить их горизонты.
В лидерском треке будет 150 победителей. 50 лидеров получат по 75 тысяч рублей, 100 лидеров отправятся на летнюю школу Рыбаков Фонда – это уже ставший легендарным интенсив, когда на несколько дней участники собираются в подмосковном пансионате, встречаются с самыми авторитетными деятелями образования, общаются, придумывают новые проекты. Это тоже колоссальный трансформирующий опыт, и мы всегда с нетерпением ждем летней школы.
Кроме того, за каждое выполненное задание участники получают игровые кристаллы, которые можно обменять на приятные бонусы.
И очень важно, что участники лидерского трека получат сертификаты Международного конкурса имени Льва Выготского.
– В игре вы стираете границы между ступенями образования: «дошколка», школа, колледж, дополнительное образование. Причем участвовать могут русскоязычные организации из любой страны. Насколько оправданно адресовать игру настолько широкой аудитории?
– Да, вы правы, и мы давно шли к тому, чтобы стереть эти границы. Новая игра появилась на базе двух проектов. Один из них – Международный конкурс имени Льва Выготского – проходил в течение шести лет для специалистов в сфере дошкольного образования и родителей дошкольников. Второй – игра «Школа Рыбаков Фонда» – позволял участникам выполнять практические задания и шаг за шагом создавать сообщества школ, детских садов, колледжей, образовательных центров.
Оба проекта позволяли участникам выходить за привычные рамки, развивать в себе лидерские качества, искать единомышленников.
Что мы хотим сказать миру? Что мы за непрерывность и преемственность образования. Что мы за создание развивающей среды, где и дети, и взрослые смогут совершенствовать свои навыки, проявлять инициативу и становиться лидерами. Что мы за взаимодействие и партнерство педагогов и семьи, взрослых и детей. Наконец, что мы за развитие навыков для жизни и неразрывную связь образования с практикой.
Какое решение мы предлагаем? Мы предлагаем всем, кто участвует в образовательном процессе или просто неравнодушен к этой теме, создавать сообщества вокруг своих организаций. Именно сообщество становится той силой, которая способна научить нас договариваться друг с другом и действовать заодно, чтобы изменить то, что нам не нравится, и развивать то, что нравится.
Образование – это лучший способ изменить мир. Здесь нужно не окучиваться по каким-то нишам, а видеть друг друга и чувствовать, что мы часть одной силы.
Так что я приглашаю в наш действительно новаторский и масштабный проект, чтобы почувствовать свою силу, изменить свою жизнь и сделать это радостно в компании единомышленников! Включайтесь в большую игру «Школа Рыбаков Фонда» имени Льва Выготского прямо сейчас: https://rybakovschoolaward.ru/!
Вера ТРЕТЬЯКОВА
Комментарии