В Подмосковье сегодня реализуются новые современные образовательные проекты. Многие из них инициированы губернатором Московской области Андреем ВОРОБЬЕВЫМ. Он уверен: образование формирует наше будущее.
– Андрей Юрьевич, в чем, по вашему мнению, состоит привлекательность Московской области? В ее близости к столице или богатстве земель, ценности исторических памятников или интенсивном развитии промышленности?- Вы перечислили те наши преимущества, которые почти равнозначны по важности. Но не назвали, пожалуй, главного – наш человеческий потенциал. И чтобы его не утратить, мы сосредоточили внимание, административные ресурсы, силы на нашем юном поколении. Наше сегодня очень скоро окажется в их руках. От их мировоззрения, уровня культуры, знаний, интересов будет зависеть наше завтра. Поэтому вопросы образования – в широком смысле – на повестке правительства Московской области среди приоритетных.- Какие именно вопросы в сфере образования для вас наиболее актуальны? Что волнует сегодня?- Работа идет по многим направлениям одновременно, так как проблемы юного поколения требуют скорейшего решения. Детские сады, вторая смена в школах, качество обучения, условия жизни наших учителей, развитие творческих способностей детей, воспитание вкуса к здоровому образу жизни и еще многое другое. У нас создана мощная современная образовательная инфраструктура: 144 государственных и более трех с половиной тысяч муниципальных образовательных организаций всех типов охватывают более миллиона человек. 176 тысяч сотрудников системы образования ежедневно выходят на работу, чтобы 660 тысяч школьников могли получать качественные знания, а также вовремя питаться, посещать кружки, студии, секции и т. д.В этом огромном педагогическом коллективе на одного работника образования приходится 3,75 ученика – уж извините за дробное число, как в задачке про «три с половиной землекопа». Тем не менее это хороший показатель, учитывая, что у нас в этом году 75 тысяч первоклассников – заметно больше, чем в предыдущие годы.Поэтому расходы бюджета Московской области на образование в 2014 году мы увеличили на 10 процентов по сравнению с прошлым годом – до 144 миллиардов 300 миллионов рублей. А всего на программу «Образование Подмосковья» до 2018 года выделено 538 миллиардов рублей.Без финансовых вложений никакие усовершенствования невозможны. А мы уверены, что развитие образования – это самые надежные и перспективные инвестиции. – Вы говорите, в системе образования региона работает около 176 тысяч человек, но ведь для того, чтобы они выполняли свои профессиональные обязанности на «отлично», они не должны беспокоиться о хлебе насущном.- Вы совершенно правы. Это неправильно, когда учителя вынуждены искать подработку для пополнения семейного бюджета. За первое полугодие 2014 года заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования с учетом выплаты отпускных составила 48816 рублей. Средняя же зарплата работников образовательных учреждений в 2014 году сравняется со средней в экономике – 39330 рублей.Стараемся восстановить справедливость и в отношении педагогов дополнительного образования, труд которых оплачивался далеко не пропорционально своей социальной и профессиональной значимости. В этом году зарплата у них составит 33749 рублей – это 80 процентов от средней заработной платы учителей.У работников дошкольного образования зарплата после летних каникул будет равняться 36828 рублям. – Во многих регионах сегодня весьма остро встала проблема с очередью в детский сад. А подмосковных родителей не пугает перспектива получить заветное место к выпускному балу ребенка?- В прошлом году мы существенно увеличили возможности приема в детские сады – более чем на 36 тысяч мест. Этот прирост сложился из разных источников, в первую очередь благодаря строительству сотни новеньких корпусов. А в 2014-м мы планируем построить 113 детских садов на 30 тысяч ребятишек. Около 4 тысяч воспитанников уже ходят в новые сады. Эта работа не прервется, пока мы не закроем очередь к 2016 году, введем в строй еще 198 садов на 41347 мест. – Спеша строить и заполнять дефицитные места, успевают ли в садиках думать о высоком – чем предлагается занять детей? – Сегодня мы строим детские сады нового поколения, по современным эстетическим и технологическим стандартам. Очень красивые, просторные, удобные, многие с бассейнами и прекрасными спортивными залами. Подмосковные садики сегодня – это настоящие образовательные центры. Мы стимулируем творческие поиски коллективов. В этом году на областном конкурсе на присвоение статуса региональной инновационной площадки Московской области победили 50 дошкольных образовательных организаций. В награду им выделены субсидии из областного бюджета – 500000 рублей на закупку оборудования. Это поможет им реализовать интересные новаторские проекты, которые направлены на развитие творческих способностей современных дошколят, привитие любознательности и привычки к полезным занятиям. – Не получится ли печальным переход из праздничного счастливого состояния детства в будни средней школы? – Ни в коем случае, потому что мы приняли новую идеологию школы – она для нас не только место, где дают хорошие знания. Школа должна быть красивым местом, настоящим дворцом знаний. Ведь комфорт и качественное оформление – хороший воспитатель. Я убежден, что в правильно организованном пространстве рождаются светлые мысли, добрые настроения. Там, где чисто и красиво, не поднимется рука намалевать на стене или бросить на пол огрызок.Мы придумали новый проект, который стартовал еще в ноябре прошлого года, – стандарт общеобразовательной школы. Были разработаны критерии оценки условий функционирования образовательной организации. Идея уже приносит результаты – создается благоустроенная образовательная среда, улучшается эстетический облик школ. Независимо от года постройки здания наши школы соревнуются с точки зрения комфортности, дизайна, энергоэффективности и доступности. Уже составлен список ста лучших школ Подмосковья, и он будет регулярно обновляться.- А что можно сказать о том, что ждет выпускников за школьным порогом? Так же ли все оптимистично в профобразовании?- В региональной системе профессионального образования в этом учебном году мы планируем произвести настоящую революцию. И в первую очередь это коснется механизмов, способствующих эффективному вложению бюджетных средств в подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики региона. Наша цель – привести в соответствие подготовку специалистов и реальные потребности экономики, бизнеса в кадрах. И для ее достижения надо решить ряд задач.Для начала понять и спрогнозировать: сколько и каких специалистов нам необходимо для эффективного развития экономики. Перейти от административного распределения и контрольных цифр приема к действительно конкурентным процедурам распределения государственного задания. Обновить содержание, структуру, технологии профессиональных образовательных программ с учетом требований работодателей. Это делается на основе прогноза рынка труда и сотрудничества образовательных организаций и промышленных предприятий по вопросам разработки гибких учебных планов, внедрения системы профессиональной сертификации специалистов объединениями работодателей. Учитывая специфику экономики Подмосковья – наукограды, мощный научно-исследовательский, оборонно-промышленный сектор, – мы готовим кадры для высокотехнологичных предприятий. При этом используем их как базу для развития профессионального образования. Так, в городе Королеве создан образовательный кластер, где ведется профориентационная и образовательная деятельность по подготовке кадров разных уровней профессионального образования с учетом потребности предприятий оборонно-промышленного комплекса и ракетно-космической отрасли. Учитывая приоритеты социально-экономического развития Подмосковья, мы перестраиваем сеть профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Вновь созданные учреждения используют многоуровневые учебные программы. Это позволяет выстроить последовательность учебного процесса, начиная со среднего и начального профобразования, при этом расширять спектр и качество образовательных услуг. Известно, насколько остро в последнее время встала проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров. Мы активно взялись за ее решение. Подписали соглашение о взаимодействии в 2014-2016 годах с Агентством стратегических инициатив и на его основе реализуем проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В нем участвуют 9 учреждений профессионального образования и 10 ведущих предприятий Московской области, между ними заключены договоры государственно-частного партнерства, в рамках которых 70 процентов производственной практики студентов будет проходить на базе предприятий. Качество подготовки в учреждениях среднего профессионального образования Подмосковья ежегодно подтверждается высокими результатами на чемпионатах профессионального мастерства. В этом году на II Национальном чемпионате WorldSkills Russiа-2014 подмосковные ребята взяли три первых места в парикмахерском деле, робототехнике, среди слесарей-сантехников. Два вторых места привезли техник-электронщик и автомеханик. Четыре третьих – веб-дизайнер, плиточник-облицовщик, кузовщик и фрезеровщик на станках с ЧПУ. Пятеро наших ребят вошли в состав национальной сборной России – им осенью предстоит выступить на европейском чемпионате во Франции!- Да, талантливые ребята…- Да, но чтобы талант проявился, ему надо создать условия, это мы и делаем. Например, 1 сентября открыли в Долгопрудном физтехлицей – в нем собраны одаренные студенты. И на занятия приглашаются известные ученые, в том числе и нобелевские лауреаты. Обязательно должен сказать о Сергее Желтоухове, лицеисте из города Дедовска. Он получил золотую медаль Международной астрономической олимпиады. Еще одна чемпионка – Виктория Лавренева, выпускница Раменской гимназии. Она серебряный медалист Международной биологической олимпиады.- Но, говорят, талантливого ученика воспитывает талантливый учитель. Как в Московской области ценят своих звездных педагогов?- Могу с уверенностью сказать, что в Подмосковье очень высокий средний уровень профессионализма педагогов. Участие в конкурсе «Учитель года России» это подтверждает. Два года подряд наши учителя становились его победителями. А 25-й, юбилейный, главный педагогический конкурс России мы принимаем у себя в Подмосковье.Кстати, в этом году мы значительно увеличили призовой фонд собственного конкурса «Педагог года Подмосковья». Теперь каждому победителю вручается 300 тысяч рублей, а лауреату – 150 тысяч. Хочется отметить, что за предыдущий учебный год к различным видам наград было представлено более трех тысяч работников системы образования Московской области.Также нас радует устойчивая тенденция омоложения учительского корпуса – в этом учебном году на работу вышли более 850 молодых педагогов. Так что звездный потенциал только растет.Думаю, такие результаты закономерны, потому что мы стремимся и действительно делаем так, чтобы наши учителя чувствовали себя в Подмосковье комфортно. У нас действует система мер их социальной поддержки. Например, с декабря 2013 года реализуется программа льготного ипотечного кредитования жилья. Уже 67 учителей воспользовались этой возможностью, а 60 молодых педагогов смогут улучшить свои жилищные условия в ближайшее время. Экономить на образовании нельзя. Также нельзя превращать служение педагога в исключительно коммерческую услугу. Здесь нужен взвешенный подход, основанный на лучших отечественных традициях и лучших современных практиках.
Комментарии