Мир стал более динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, любого из нас. Современному миру нужны яркие личности, нужны талантливые учителя. Школа живет в условиях обновления содержания образования. Точность, научная обоснованность выбора его компонентов на несколько лет определят судьбу подрастающих поколений, облик нашего общества, возможности развития страны.
Это все очень хорошо понимали организаторы первой Московской международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых» еще в 2001 году. Организаторами конференции выступили наша школа №1400, аккредитованная при МПГУ, Центр изучения иностранных языков «Лингвастарт», сектор гуманизации образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Конференция получила статус международной, поскольку участвовать в ней выразили желание ученые и специалисты из Германии, Казахстана, Украины, Беларуси, США, Франции, Китая, различных регионов и городов России. На ней были представлены государственные и негосударственные образовательные учреждения общего, специального, высшего и дополнительного образования. С каждым годом увеличивается число участников конференции. Среди них ведущие ученые, преподаватели высших учебных заведений, исследовательских центров, методисты и аспиранты. Хочется отметить доктора химических наук, профессора, академика РАО, члена-корреспондента РАН Геннадия Ягодина, который в течение многих лет осуществляет научное руководство школы, входящей в состав городской экспериментальной площадки по экологическому образованию для устойчивого развития; бессменного председателя оргкомитета доктора педагогических наук, профессора, академика МАНПО Е.Ковалевскую; доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Ирину Зимнюю; доктора педагогических наук, профессора Т.Комиссарову; доктора педагогических наук, профессора, академика МАНПО В.Путилина. Особенностью конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых», заметно отличающей ее от всех подобных форумов, стало участие в ней школьников, чей свежий и заинтересованный взгляд на проблемы образования в XXI веке, по мнению организаторов, представляет особый интерес. Да и сами ребята с благодарностью говорят о возможности принять участие в конференции. Ученица 11-го класса школы №1279 Полина Ртищева написала: «Модернизация системы образования, которая началась в нашей стране, проводится, к сожалению, без активного вовлечения учащихся в создание проектов реформ. На мой взгляд, это серьезное упущение, потому что школьники могли бы внести много ценных предложений. Эта конференция дает шанс высказаться многим моим ровесникам, причем высказаться так, чтобы нас услышали люди, от которых зависит наше образование, а вследствие этого и вся наша дальнейшая судьба». Ученицы школы №1400 Яна Муртазина и Настя Шабулина отметили: «Вход в особый мир, мир ученых, уже сам по себе вызывает массу эмоций. Это настолько необычные и безумно интересные своей неординарностью люди, что, общаясь с ними, никогда не устаешь узнавать новое. Все, за что они бы ни взялись, делается с большим энтузиазмом, это заряжает, заставляет проснуться и посмотреть на вещи с другой стороны». Среди тем на конференциях с 2001 по 2011 год были рассмотрены: «Современные подходы к обучению: теория и практика» (2001 год), «Проблемное обучение – вызов третьего тысячелетия» (2002 год), «Проблемность и диалог в современном образовании в эпоху глобализации» (2003 год), «Проблемность и межпредметность в образовании – условия устойчивого развития цивилизации» (2004 год), «Проблемы образования в условиях устойчивого развития цивилизации» (2005 год), «Проблемность и профильность в образовании – условия устойчивого развития цивилизации» (2006 год), «Компетентностный и проблемный подходы к обучению в условиях модернизации российского образования» (2007 год), «Проблемный и ценностный подходы к образованию в условиях устойчивого развития цивилизации» (2008 год), «Проблемный и экологический подходы в современном образовании» (2009 год), «Учитель и ученик в реализации проблемного и проектного подходов в условиях модернизации образования» (2010 год), «Реализация проблемного и информационного подходов к обучению в условиях модернизации российского образования» (2011 год). В этом году состоялась 12-я конференция, которая проходила в Москве 16-17 марта 2012 года на базе нашей школы. Ее тема – «Проблемный и ноосферный подходы к образованию – условия устойчивого развития цивилизации». Цель конференции – понять взгляды детей и взрослых на образование в XXI веке в период Десятилетия образования для устойчивого развития (2005-2014 гг.). Предметом обсуждения стали проблемы гармонизации содержания и процесса обучения, воспитания и развития личности ученика и учителя в контексте проблемного и ноосферного подходов к образованию. Содержание конференции было структурировано в соответствии с основными темами: проблемный подход к обучению в условиях модернизации российского образовании; ноосферный подход к обучению в условиях устойчивого развития цивилизации; реализация проблемного и ноосферного подходов к образованию в проектах и творческих работах учащихся. Многообразие подходов к развитию образования в XXI веке нашло отражение в программе конференции, включившей доклады и выступления практически по всему спектру важнейших проблем современной школы. Утреннее пленарное заседание было посвящено теории проблемного и ноосферного подходов в образовании, которые рассматривались как условия устойчивого развития цивилизации, а дневное заседание раскрывало вопросы практической реализации этих подходов. Перед началом конференции работали мастер-классы, во время перерывов можно было познакомиться и посетить наши школьные музеи (военно-патриотический «Нам дороги эти позабыть нельзя», истории школы №1400 (педагогический), декоративно-прикладного искусства и творчества школьников). Ученики педагогических классов дали открытые уроки. В заключение конференции была организована свободная дискуссия, подведены итоги, вручены сертификаты. Для нашей школы эта конференция стала своеобразным творческим отчетом всего педагогического коллектива в поиске новых форм и методов обучения, систематизации накопленного опыта и в его трансляции своим коллегам в рамках программы развития школы «Школа на пути к устойчивому развитию». Новая центральная задача школы – научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, принимать самостоятельные решения. Нам предстоит решать задачи сложные и очень сложные. Это радует, ведь человечеству просто придется поумнеть, чтобы выжить. Экологические задачи на Земле будут возникать постоянно или до тех пор, пока человечество не покинет эту планету. Наша цивилизация еще очень молода, она только учится решать задачи, здесь главную роль должно сыграть образование. С каждым годом роль образования в целом и каждого учителя – в широком смысле этого слова – будет только возрастать. Сейчас будущее людей и планеты в целом решают в сфере образования. Образование как предпосылка познания мира и выживания. Актуальны слова Г.Уэллса, заметившего, что все больше и больше будущее человечества представляет собой бег наперегонки между образованием и катастрофой. В мире не существует идеальных систем образования. В российской системе образования есть огромный научный, культурный и духовный потенциал, который может и должен внести свой вклад в развитие нашего общества. Опираясь на него, участники конференции предлагают качественно новые теоретические и практические подходы к обучению, дают свое видение образования XXI века, в котором не общество должно подтягивать образование, а обновленное образование должно стать генератором развития страны и обеспечения достойного будущего нации. Светлана БАРБАШИНА, директор школы №1400, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды
Комментарии