Как сделать “начинку” образования вкусной и питательной для студента и общества в целом? Серьезность такого вопроса собрала не менее серьезную аудиторию. В V Всероссийской научно-практической конференции “Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования” приняли участие более 700 человек из 125 городов РФ, в том числе и представители Минобразования РФ, ректоры петербургских вузов, руководители администрации и департаментов образования городов различных регионов России.
Почему, собственно, петербургская высшая образовательная элита озабочена идеей установить прочные и крепкие связи с регионами? Разве они были потеряны? Судя по статистике, да. Благодаря экономическим, демографическим проблемам сейчас в городе обучаются существенно меньше молодых людей, чем в предыдущие годы, хотя образовательный потенциал северной столицы немалый (49 гражданских государственных вузов, 20 военных, 60 негосударственных вузов, 26 из которых аккредитованы). Петербургская высшая школа должна стать достоянием России и ни много ни мало – мирового уровня.
Возвращение былого величия – дело нелегкое, если учитывать, что под вывеской доступности образования стали создаваться “полуоснащенные” учебные заведения, которые качество образования обеспечить не могут. Речь не только об обедненной материально-технической базе, но и о кадрах. К слову, в Петербурге работает огромное число незаявленных филиалов иногородних вузов, информацию о которых можно получить лишь из газетной рекламы. Их дипломы (непонятно какого образца!) не позволяют выпускнику поступить в аспирантуру. В шести негосударственных учебных заведениях уже начали проверку соответствующие органы, и причина для этого – бесчисленные жалобы студентов и их родителей.
Если затрагивается такая основательная тема, как качество образования, то редкий докладчик обойдет вниманием то обилие экспериментов, которое обрушилось на данную область. ЕГЭ, ГИФО, изменение структуры содержания образования, старшая профильная школа, реструктуризация сельской школы. К примеру, по замечанию В.Романова, председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректора Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, ЕГЭ в рамках такой масштабной страны, как Россия, вещь опасная. Тесты тестами, а система довузовской подготовки позволяет делать более тщательный отбор среди ребят, желающих обучаться в вузе. И если цель ЕГЭ – доступ к образованию, то чем плохо такое решение проблемы, как активизация выездных вступительных экзаменов и льготы на оплату проезда будущим студентам?
Что касается реформирования высшей школы Петербурга изнутри, то каждый вуз претерпел серьезные изменения в номенклатуре специальностей, в методах обучения. Апробируется и скоро будет заслушана на правительстве города программа совершенствования системы высшей школы Санкт-Петербурга. Предполагается, что ключевыми моментами в ней станут интеграционные. Например, расширение доступа студентов к библиотечным фондам различных вузов, пользование уникальным лабораторно-испытательным оборудованием, создание центров коллективного пользования.
Внешний контроль, как утешил А.Викторов, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, вполне по силам осуществлять разворачивающейся под эгидой комитета системе независимой экспертизы, тем более что понятие “эксперт комитета по науке и высшей школе” уже введено. С помощью высококомпетентных людей чиновничество надеется участвовать в лицензировании учебных заведений различных уровней профессионального образования.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии