Часто говорят, что «образование – это инвестиция в себя». ОК, хорошо, образование – это инвестиция. А что тогда такое «возврат инвестиций» в образовании? Я часто задаю этот вопрос, и самые распространенные ответы звучат так: «это новые возможности, которые у тебя будут», «это то, что потом может изменить твою жизнь», «это возможность стать лучше».
Понимаете? Вот представим, что приходит стартап к инвестору и говорит: «Дайте денег на мой проект». Инвестор спрашивает, что он получит взамен, и слышит: «У вас будут новые возможности», «Вы станете лучше». Как, по вашему мнению, сколько денег получит такой стартап?Если образование – это инвестиция в себя, то возврат инвестиций должен быть: а) в деньгах и б) просчитываемый.Но сейчас это невозможно. Сегодня образование в некотором смысле шаманство. Никогда не знаешь, что получишь, сколько времени займет процесс. Сколько стоит выучить китайский язык? Квантовую физику? Научиться играть на пианино? Что вам ответят? «Нет, ну вы начните, а там посмотрим, знаете, некоторые за два года достигают цели». Примерно также 500 лет назад пилигримы ходили к своим святыням. И они тогда не могли себе представить, что можно будет предсказать этот маршрут с точностью до дня и часа. Мы сейчас все еще не можем себе представить, что такое будет в образовании. Но оно точно будет. Уже начинается.Будущее переходит в стадию «стандартизированное качество, цена и время». Школа Skyeng пока не большая, у нас около 1000 преподавателей и некий суперучитель – к естественному интеллекту учителя мы добавили компьютерные технологии. Это уже сейчас позволяет предсказывать более точно время и деньги до достижения результата. Но это еще не отвечает на вопрос о возврате инвестиций. Занятия должны приносить пользу здесь и сейчас. «Тема урока иностранного языка: «Завтрак». Говорим про овсяную кашу». Если я не ем овсяную кашу, зачем мне про нее учить? Я все равно никогда в жизни не буду ее заказывать и забуду через десять минут все эти слова, они мне не пригодятся. Не лучше ли мне сразу перейти к изучению стейков? Или, если меня по работе интересует онлайн-образование, к чему мне изучать бейсбол? Не правильнее ли мне погрузиться в тематику онлайн-образования, читать в оригинале те статьи, которые вчера или сегодня были опубликованы в крупнейших мировых онлайн-СМИ, и двигаться вперед по своей системе обучения?Иными словами, система из учителя и алгоритмов способна вести меня четко к моей личной цели, а не учить меня по методике, которая сделана усредненно, в расчете на всех. И главное – современные технологии позволяют это сделать как массовое коробочное решение.Получается, что возврат инвестиций в свое образование лучше получать не когда-нибудь через пару лет, а сразу сейчас. Чтобы ты мог сегодня, изучая английский, прочитать новую статью и сделать что-то полезное в своем деле, что позволит тебе продвинуться вперед быстрее, чем конкуренты.Это растит мотивацию – я понимаю, зачем мне приходить на следующий урок. Это делает знание привычкой, ты учишься каждый день, и это дает результат уже сегодня.Итак, первый шаг – стандартизация. От купца с товарами до супермаркета и вендинговых автоматов. От пилигрима до стандартной покупки билетов на рейс в Интернете. От ростовщика до кредитной карты. Сейчас в этом направлении движутся медицина и образование.Шаг второй – персонализация. Вы сегодня применяете то, что выучили. Больше нет классического вопроса студентов: «Почему мне на 1-м курсе не сказали, что это пригодится через два года, я уже это все забыл». Все? Нет. Есть еще третий компонент – методика. Если вы зайдете в книжный магазин, вы увидите, что полки ломятся от авторских учебников.Это само по себе не так уж и плохо, но проблема в том, что эффективность методики толком не тестируется. Но точно также толком не тестируются и традиционные, устоявшиеся методики. Вот мы сейчас проводим 60000 уроков в месяц. Это уже база, пригодная для статистического анализа. Мы собираем абсолютно все данные в ходе урока и можем, во-первых, утверждать на больших числах, что работает, а что нет, а во-вторых, проводить методические эксперименты, тестируя те или иные гипотезы. Мы можем делать методики, которые реально работают на произвольной паре «учитель – ученик». Соответственно, это максимизирует эффективность каждой минуты обучения, а как следствие, повышает вероятность того, что ученик дойдет до цели.Суммируя все сказанное, новые технологии в образовании позволяют получать предсказуемый результат с заданными параметрами качества и понятными сроками. Хотим мы или сопротивляемся, но новые модели образования будут строиться на системах быстрой и гарантированной передачи знаний, где непрерывное изменение методики и самого образовательного контента является частью самой системы образования. Остается один вопрос, риторический: кто к этому готов уже сейчас, а кому придется догонять?Александр ЛАРЬЯНОВСКИЙ, руководитель онлайн-школы английского языка Skyeng, экс-глава по международному развитию Яндекса
Комментарии