В наше время невозможно отрицать важность получения образования. Это абсолютная необходимость для экономического и социального развития любой нации. И любые ограничения в сфере образования совершенно неприемлемы, оно должно быть доступно всем и каждому, ведь именно с концепцией образования неразрывно связаны идеи свободы, демократии и непрерывного развития. Кофи Аннан напишет однажды: «Нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех».
Часто люди задают вопрос: «С какого возраста ты себя помнишь?» Я себя помню с возраста, в котором находится сейчас мой сын Артем. Ему 4 года. Холодно. Морозно. Дальний Восток. Последнее место службы моего отца. Пурга. Порывистый ветер сбивает с ног. Мы с мамой идем на автобусную остановку. Сначала она завезет меня в детский сад, а потом поедет на работу. Работает она в спецшколе-интернате логопедом. Я часто бываю на ее уроках и наблюдаю за детьми. Какие-то они другие, не такие, как все. Они оставляют впечатление душевной хрупкости, потому что их возможности ограниченны.Стремительно летит время… Позади московская школа… И вот я студентка дефектологического факультета МГПУ. И фраза «люди с ограниченными возможностями» уже становится термином, который расшифровывает мое детское недопонимание. Внутри зреет вопрос: «Где могут быть эти границы? Почему люди ограничены?» И теперь, спустя годы, я чувствую, знаю и понимаю эту проблему изнутри.В последние годы в России все чаще стали говорить об инклюзивном образовании, которое исключает любое дискриминирующее отношение к детям, но при этом формирует особенные условия для детей, имеющих особые потребности в образовании. Цель инклюзии – вселить в детей смелость, вдохновение, решительность, воспитать в окружающих чувства сопереживания, этику гуманизма… Люди должны принять особенных детей такими, какие они есть, выйти за пределы стереотипов, искусственно созданных обществом рамок.У образования нет и не может быть границ: чем больше человек узнает, тем больше у него возможностей к развитию. Образование выше всех существующих барьеров, ведь именно оно способствует их преодолению. Одаренные люди могут получать образование за границей. Оно дарит перспективы для развития личности, расширяет персональные горизонты. Если на пути возникает языковой барьер, люди могут изучить язык дома перед компьютером, такое обучение называется онлайн. Человек, живущий в другом городе, имеет возможность получить столичное образование дистанционно, тем самым преодолев препятствие на пути к высококлассному образованию.Мы все живем в плену определенных социальных и ментальных условностей. Подбираем каждый для себя подходящую манеру жизни и отношение к окружающему миру, к его уникальной действительности. Хотим мы или нет, но мир диктует свои правила, и люди формируют границы своего существования сами для себя. И эти границы становятся неотъемлемой частью нашей жизни, мы даже перестаем их замечать. И решения принимать проще. Изначально у человека нет границ, он универсален. Дети рождаются не обремененными никакими предрассудками. А границы? Они внутри нас. Их природа ментальна, а сами они эфемерны. Мир постоянно меняется. Представления о нем тоже меняются. Он намного больше, чем мы о нем думаем, он, может быть, вовсе и не такой, как мы его себе представляем.Нам всем следует запомнить 2011 год. Ведь именно он является стартовым для реализации пилотного проекта по развитию дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель проекта – социализировать как можно больше детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечив им условия для обучения в массовых школах.Валерия БОГДАНОВА, учитель-логопед детского сада компенсирующего вида №455
Комментарии