На конкурсе «Учитель года России-2002» преподаватель русского языка и литературы из Ивановской области Ирина Федорова поразила членов жюри своим интеллигентным, доступным и в то же время глубоко научным стилем работы. Легко, играючи и как-то незаметно поднимала она своих «учеников на час» до недосягаемых, на первый взгляд, таинственных высот русского языка. За годы, прошедшие с той блистательной осени, Ирина успела сменить фамилию и место жительства. Не изменилось лишь одно – ее тонкое, любовное отношение к своей работе и загадочному русскому языку.
1. Работа с эпиграфом к уроку
Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста (непроизносимые согласные в корне слова, написание суффиксов причастий)?
Не правда ли – примерам нет конца,
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный,
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонаротти
2. Тема урока – образ слова. Что для вас таит это сочетание? (значение слова, облик слова, те переживания, которые связаны с этим словом…)
Сколько образов может быть у слова? От чего зависит многообразие образов?
Задача урока – очертить круг понятий, помогающих увидеть образ конкретного слова через обращение к словарям и работу с фрагментами текстов художественных произведений.
3. Изложение теоретического материала (реализуется в лекции учителя или сообщении подготовленного учащегося).
Цель работы – закрепить у учащихся различие между многозначными словами и омонимами, настроить на восприятие работы слова в конкретном тексте: возможность приращения смысла, игры слов (Термины, касающиеся «памяти слова», можно не вводить).
Слово – значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т.д., а также обладающая совокупностью фонетических, грамматических и семантических признаков, присущих словам в данном языке.
С понятием слова связан следующий парадокс. Это понятие, с одной стороны, является самоочевидным, интуитивно ясным. Исследователи экзотических, бесписьменных языков неоднократно обращали внимание на то, что носители этих языков без всякого труда оперировали этим понятием: перечисляли отдельные слова, диктовали тексты, делая между словами паузы, чтобы дать исследователю возможность записать и т.д. Общее представление о том, что речь состоит из слов, свойственно носителям языков самой разной структуры.
С другой стороны, для лингвиста понятие слова чрезвычайно трудноопределимо. Даже в рамках одного языка очень трудно дать строгое формальное определение слова, такое, чтобы все, что интуитивно ощущается как слово, соответствовало бы этому определению, а то, что носитель языка не воспринимает как слово, противоречило бы ему. При этом задача еще усложняется, если требуется дать такое определение слова, которое было бы универсальным, т.е. приложимым ко всем языкам. Л.В.Щерба писал: «В самом деле, что такое «слово»? Мне думается, что в разных языках это будет по-разному. Из этого, собственно, следует, что понятия «слово» вообще не существует».
Лексическое значение слова – определенный смысл, значение, в котором получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков.
Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью.
Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения.
Слово в каждом конкретном тексте претерпевает «изменение и усложнение смыслового объема» (Ю.М. Лотман). Существует так называемая «память слова»: референциальная, комбинаторная, звуковая. Если комбинаторная память слова – это зафиксированная сочетаемость для данного слова как в общем, так и индивидуальном поэтическом языке, то референциальная память слова вызывает к порогу сознания круги значений и ассоциаций из прежних контекстов, создавая этим дополнительные приращения смысла в создаваемом заново тексте. Под звуковой памятью слова понимается его способность вызывать в памяти близкозвучные слова, принадлежащие другим текстам, либо собирать слова из звуков данного текста.
Значения, присущие ключевому слову, предопределяют и отражают этапы развития мысли в тексте. Ключевое слово соединяет в себе все многообразие смысловых единиц, заключенных в тексте, и становится по смыслу как бы эквивалентом произведению в целом.
4. Работа с выписками из толкового и словообразовательного словаря. Вспоминаем, что словообразование тесно связано и с лексикой, и с грамматикой, поэтому знание словообразовательного гнезда слова часто помогает полнее осознать его лексическое значение. Предполагается, что карточки с выписками (лучший вариант – словари) есть на каждой парте.
Выписка из толкового словаря (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.)
ОБРАЗ 1, –а, мн. –ы, –ов, м.
1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что–н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого–н. (в виде кого–н.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чём–н. Светлый образ матери.
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
6. чего. Порядок, направление чего–н., способ. О.
ОБРАЗ 2, –а, мн. –а, –ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе.
Делаем вывод о многозначности слова «образ», омонимии слова.
ОБРАЗЕЦ, –зца, м.
1. Показательное или пробное изделие. Образцы почв. Образцы минералов. Образцы изделий. Промышленный о. (новое, предназначенное для осуществления промышленным способом художественное решение внешнего вида изделия; спец.).
2. То (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких–н. характерных черт, качеств, воплощение чего–н. Служить образцом кому–н. Этот человек — о. мужества.
3. Способ устройства, вид, форма. Станок новейшего образца.
ОБРАЗИНА, –ы, ж. (прост. пренебр.). Безобразное, отвратительное лицо, а также вообще безобразный, отвратительный человек. Пьяная о.
ОБРАЗНЫЙ, –ая, –ое; –зен, –зна.
1. см. образ 1.
2. Изобразительный, яркий, живой. Образная речь. Образное выражение. Говорить образно (нареч.).
БЕЗОБРАЗНЫЙ, –ая, –ое; –зен, –зна.
1. Крайне некрасивый. Б. вид.
2. перен. Непристойный, возмутительный. Б. поступок.
5. Работа с фрагментами текстов художественных произведений.
Задача: определить, как же работает слово «образ» в тексте? Как реализуется все многообразие его значений в конкретном произведении, как идет приращение смысла?
При работе учащиеся неоднократно обращаются к выпискам из словарей, в некоторых случаях говорят, что испытывают затруднение при определении того, какое значение слова реализуется в данном контексте. Эти примеры должны обсуждаться в классе, они-то и показывают возможности «памяти слова». Учащимся предлагается записать 2-3 примера.
Фрагменты карточек с текстами:
Карточка 1
1) В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Блок А. А.
«Вхожу я в темные храмы…»
2) Жених и невеста разом упали на колени и поклонились в ноги Кузьме. Поднялись и опять упали. Кузьма взглянул на невесту, и в глазах их, встретившихся на мгновение, мелькнул ужас. Кузьма побледнел и с ужасом подумал: «Сейчас брошу образ на пол…»
Бунин И. А. «Деревня»
Карточка 2
1) Но в самое то время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!»
Гоголь Н. В. «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством»
2) И если б этот самый учитель мог увидать свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь? Этот вопрос тоже невольно мерещится…
Достоевский Ф. М. «Идиот»
Карточка 3
1) Он работал не покладая рук, – китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! – и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть.
«Господин из Сан-Франциско»
2) Весь стан ее похож был на кадушку, и оттого отыскать ее талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки ее были коротенькие, сформированные на образец двух подушек.
Гоголь Н. В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Карточка 4
1) Цыфиркин (насмехаясь): Эка образина!
Кутейкин (насмехаясь): Притча во языцех!
Фонвизин Д. И. «Недоросль»
2) Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым.
Булгаков М. А.
«Мастер и Маргарита»
6. Творческая работа. Создание текстов-миниатюр, тема – «Образ» или «Образ слова».
7. Домашнее задание: подготовить словарик слов (представить «образ слова») «судьба», «звезда», «память» (по выбору учащихся).
Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка и литературы московского НОУ «Надежда+Вика», учитель года Ивановской области-2002
Как вас понимать?
Наш язык становится бедным и скучным. Мы разучились оживлять его эпитетами, освежать крылатыми выражениями, одушевлять при помощи пословиц и поговорок. А если уж и пытаемся блеснуть каким-нибудь филологическим изыском, то зачастую даже не представляем не то что его происхождения, но даже и значения.
До морковкина заговенья (шутл.) – неопределенно долго, до времени, которое никогда не наступит, до бесконечности. Есть две версии происхождения выражения:
1) заговенье у христиан – последний день перед постом, когда верующим разрешалось есть скоромное, т. е. молочную и мясную пищу. Во время поста на такую пищу устанавливался запрет. В заговенье обычно ели обильные, жирные блюда. Поэтому соединение слова заговенье с «постной» морковкой осознавалось как шутливая формула невозможного;
2) в русском языке названия церковных праздников и обрядов традиционно употреблялись с временным значением, например: до Филиппова заговенья. По ассоциации с такими сочетаниями и возникло шутливое выражение.
Ганнибалова клятва (книжн.) – твердая решимость бороться с кем-нибyдь за что-нибудь до конца; обещание неизменно следовать своим идеалам. Выражение из античной истории. По свидетельству Полибия, карфагенский полководец Ганнибал (247-183 гг. до н. э.) сам рассказывал, что, когда ему было десять лет, отец заставил его поклясться перед алтарем быть непримиримым врагом Рима. Клятву Ганнибал сдержал.
Развесистая клюква (ирон.) – небылица, выдумка, нечто совершенно неправдоподобное. Выражение по происхождению пародийно: в нем высмеивается анекдотическое изображение русской жизни. Оно берет начало от рассказа о России, в котором малоосведомленный автор пишет, что он сидел под тенью величественной клюквы: sous lombre dun klukva majetueux. По предположению исследователей, возникло в конце XIX века.
Адвокат Божий (устар.ирон.) – о человеке, который идеализирует окружающих, видит во всем лишь хорошие стороны и закрывает глаза на недостатки. Выражение связывают с католическим обычаем, существовавшим со времен средневековья: когда церковь решает канонизировать святого, устраивается диспут между двумя монахами. Один всячески восхваляет умершего – это Адвокат Божий, другому поручается доказать, что канонизируемый немало грешил и недостоин такого высокого звания, – это Адвокат Дьявола.
БЕЗ
Комментарии