search
main
0

Образец идеального ученика Ломоносовские дни в школе

“Еще никто из наших замечательнейших общественных деятелей не испытывал в своей юности таких богатых и разнообразных впечатлений, не подвергался такому плодотворному и живительному влиянию, как Ломоносов”.
(Из старинной биографии Ломоносова. Академик В.Ламанский)

Сегодня, в год юбилея Ломоносова, еще раз хочется получше познакомиться с его биографией. Познакомиться не по обязанности, а по зову души. Это происходит прежде всего потому, что Михаил Ломоносов вырос на нашей земле. Не очень грамотный в прошлом край дал миру Гения. Тем мы и горды, тем мы и обязаны донести до учащихся имя и дело Ломоносова – нашего земляка.
Гений Ломоносова недосягаем и в то же время близок. Недосягаем непостижимостью одной мысли: как было возможно в такое короткое время (считая, что науки постигать начал в двадцать лет) успеть все то, что сделал Ломоносов для людей, для науки, для страны. Близок потому, что поморский сын, выросший на архангельской земле, и сейчас вдохновляет не одну плеяду ученых, студентов, школьников своим примером упорства, стойкости в познании мира, в продвижении вперед к достижению цели.
Ломоносов – образец идеального ученика. Его природный ум сопряжен с трудолюбием, упорством, настойчивостью. Сначала в постижении азов знаний, затем в проталкивании русской науки вперед и, наконец, в приобретении своего собственного научного потенциала через себя, своих учеников, через открытие своих первых российских альма-матер.
Хотелось бы, чтобы школьники еще раз осознали титаническую работу, проделанную М.В.Ломоносовым – нашим земляком. Тогда и встал вопрос: как, каким способом рассказать о деятельности Ломоносова. Хотелось это сделать нетрадиционным путем, так, чтобы ученик был не пассивным слушателем, а активным участником ассамблей, появившихся в петровские времена. Почему бы идею петровских ассамблей не перенести “на Ломоносова”? Ведь Ломоносов обожал Петра, был его приверженцем, а во многом и последователем осуществления идеи просвещенной России.
Немногим более года назад возникла необходимость “погружения” в эту идею коллектива учеников и учителей. С этой целью прошла организационная Ломоносовская ассамблея “Сделал все, что мог…” В декабре открыли школьный год Ломоносова, главным документом которого стало Обращение, принятое к ученикам школы. В настоящее время Обращение помещено в Ломоносовскую аудиторию, которую оформили в кабинете истории школы.
Цель проведения ассамблей для учеников – услышать новое, обменяться мнениями, показать необычное. Для учителей – это возможность показать в обобщенном (сконцентрированном) виде открытия Ломоносова во всех областях знаний. Потому и пришла идея тематических ассамблей: гуманитарной (“Творчество”), естественно-научной и физико-математической (“Флагман российской науки”), юбилейной. Как когда-то в далеком XVIII веке показывали себя, свою смекалку молодые, так и сейчас это делали тоже молодые, но живущие в другом измерении, в другой эпохе, в другом времени.
Сквозной мыслью всей организационной ассамблеи “Сделал все, что смог…” звучал жизненный подвиг Ломоносова, его беззаветное служение России. Истинное значение Ломоносова оценить почти невозможно. Эта мысль, как стяг, помещена над портретом Ломоносова в ломоносовской аудитории школы. Но самый большой вклад в жизнь России того времени – это его собственная жизнь, его дело. Именно жизнью и делом Ломоносов изменяет мир, оказывает на него влияние не только словом, но и своим образом человека сильной воли, пытливого ума, высокой работоспособности. За месяц до смерти Ломоносов пишет письмо в далекие Матигоры своей сестре. В письме он говорит о племяннике, Мишеньке Головине. Делясь впечатлениями о пребывании Мишеньки в Санкт-Петербурге, он завершает письмо сознанием одной мысли, что “они (дети) через учение счастливы будут”. Ведь так оно и получилось с самим Михаилом Васильевичем: крестьянский мальчик, прибывший с рыбным обозом в Москву учиться, подарил впоследствии стране не только свои открытия, а самого себя, повторенного в своих учениках.
Научный подвиг Ломоносова составил всю его жизнь. Его деятельность так многогранна, что невозможно было говорить сразу и обо всем. Он был одинаково хорош и в гуманитарных, и в физико-математических, и естественно-научных знаниях.
На гуманитарной ассамблее каждый мог проявить себя, участвуя в викторине знаний истории создания мозаичного полотна “Полтавская баталия”, в чтении стихов или в аукционе знаний холмогорских старинных диалектов. В Обращении, принятом на Ломоносовской ассамблее, появился призыв: “Давайте бороться, за чистоту русского языка!”. Именно бороться так, как делал это в свое время Ломоносов – создатель российской риторики, русской грамматики, истории России. Ребята высмеивали наш мир с неизвестными названиями магазинов, “вкрученными” словами в наш лексикон, которые свободно можно бы заменить нашим русским языком, пришедшим из словаря Даля.
Следующую, третью, Ломоносовскую ассамблею было решено провести в день 40-летия полета Ю.Гагарина в космос. На ней было все: сподвижники Ломоносова показывали опыты – “Сюрпризы от Ломоносова”, тут же игра “Парад планет”, интересные сообщения о вкладе Архангельска в науку, стихи, песни. Каждый смог проявить себя в математической смекалке, раскладывая геометрические фигуры для определения правильного ответа на задание. Ассамблея – место и время проявить себя, показать свой ум и смекалку, что так необходимо сделать ученику. Но уж если на уроке это сложно, то тогда лучше здесь, когда не довлеет над тобой оценка учителя, а остается просто одобрение твоих одноклассников и учителей.
Присутствие на ассамблее считалось способом поощрения ученика не только за успехи в учебе, а за заинтересованное (рачительное) отношение к учебному труду. Не у всех есть возможность учиться на “хорошо” и “отлично”, но есть такие ученики, которые получают свою доблестную тройку через упорный труд. Их тоже надо видеть. Ведь как часто в будущем они оказываются отличными тружениками, способными работать творчески, не хуже отличников. Кроме того, ассамблея – это место, где рачительного в учебе ученика награждают за успехи в изучении тех или иных предметов. Это в зависимости от того, на какую ассамблею он приглашен. Более 85 учеников получили грамоты Ломоносовского фонда и благодарности школы. Таким образом, получается так, что на Ломоносовские ассамблеи собирается учебная элита школы, и это тоже важно. Как часто учебный лидер на уроке остается им до окончания школы! А здесь не так. Рядом с учебным лидером на уроке появляется и другой лидер, проявивший себя в неформальной обстановке, получивший благодарность за свои знания и смекалку. Таких учеников-лидеров вне урока надо тоже видеть и замечать вовремя.
Кто-то, может, возразит: “А чем Ломоносовские ассамблеи отличаются от обычных праздников?” Они отличаются тем, что здесь присутствует свободное общение, мотивом которого является дух знаний, творчества и смекалки. Надо только постараться, чтобы этот дух присутствовал здесь, был ощутим. И, конечно, надо постараться, чтобы все это было выдержано в стиле исторического времени: музыка, атрибуты, одежда представителей эпохи Ломоносова. Но это дело выдумки тех, кто готовит это нужное и необходимое дело.
Хотелось бы, чтобы этот праздник остался в памяти детей как важное событие в их жизни, так как имя Ломоносова, его гений – это не просто фигура из ряда “золотых имен России”, это человек, выросший на нашей земле, рядом, хотя и так давно…
Любовь МОКИЕВСКАЯ,
заместитель директора
по воспитательной работе
открытой (сменной) школы,
учитель истории, ветеран пионерского
и коммунарского движения
Архангельск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте