Урок создан в технологии Владимира Васильевича Шогана.Цели:- воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;- погружение в удивительный мир зимней природы;- вживание в мир, созданный творчеством сказочников, поэтов;- формирование умения выражать собственную позицию;- развитие воображения;- создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения.Оборудование: видеофильм о зимней природе, фрагменты фильмов Александра Роу «Морозко», Евгения Шварца «Снежная королева», музыкальное сопровождение, иллюстрации, индивидуальные иллюстрации.
I. Микромодуль-мотивация1. ИнтригаКласс разделен на группы (количество по желанию учителя).а) На слайде слово «мозаика» (буквы «м», «з», «и», «к» выделены синим цветом). Группа получает конверт, в котором фотография разрезана на несколько частей.Учитель: Поиграем? Все вы любите собирать мозаику. Соберем детали, посмотрим, что получится.Что вы увидели? Дети: Морозные узоры.Учитель: Где вы видели такие узоры? Дети: На окне. Учитель прикрепляет на доску слово «рисунок».б) Учитель: Я предлагаю вам послушать музыку. Можно закрыть глаза. Попробуйте представить себе, что вы не в классе, а где-то еще. А кто где побывает, расскажете всем.Звучит музыка со звуком зимнего ветра.Рассказ детей о представленных картинах.Учитель: Что помогло представить картины зимы?Дети: Шум ветра, спокойная музыка.Учитель прикрепляет на доску слово «музыка».в) Учитель: Вернемся к нашему слову «мозаика». Составьте из букв этого слова другие слова.Каждая группа записывает слова на листочках. Когда работа закончена, записывают слова на доске («зима», «замок» и т. д.). Учитель прикрепляет на доску «слово».г) Учитель: Теперь соберем детали мозаики в единое целое и назовем тему урока:- рисунок,- музыка,- слово.Что объединяет эти три части мозаики? Дети: Зима.Учитель: Какая тема урока? Дети: Зима.Учитель уточняет тему – «Образ зимы». 2. ВоспоминаниеНа слайде окно с зимними узорами. Учитель: Давайте откроем окно и посмотрим, что там.Следующий слайд – открытое окно. Учитель: Что видим?Дети: Образ живого человека.Учитель: Представим себе, что зима – это живой человек. Воспользуемся олицетворением.Кто это? Расскажите. Предлагаю использовать слова, помогающие нам охарактеризовать этот образ. Будем надеяться, что к концу урока мы будем видеть четкий образ за окном.На доске слова «хорошая», «добрая», «плохая», «жестокая» и т. д.Дети, используя воспоминания, ранее услышанное, прочитанное, увиденное, рассказывают, используя разные слова. На доске может не быть слов. Их надо дописать. В ходе представления выслушиваются все ответы детей.II. Микромодуль-образУчитель: А теперь моя очередь. Я хочу представить вашему вниманию образы, которые видела в детстве.Показ фрагмента фильма «Снежная королева». Обсуждение.Учитель: Какая она, Снежная королева?Дети отвечают.Учитель: Послушайте стихотворение о Снежной королеве (читает учитель). Снежная королеваВ замке Снежной королевыОдиночества вечный холод.В царстве сна, зимы и стужиБезмолвия звук очень долог.Там всегда холода,Вечность снега и льда.В сердце ее осколки стекла.Заморозит вмиг -Не дрогнет рука.Что подтверждает, что она злая? Дети: Слова «одиночество», «заморозит», «не дрогнет».Показ фрагмента из фильма «Морозко».Учитель: Каков герой в увиденном вами фрагменте? Положительный или отрицательный? Ответы детей.Учитель: Эти фильмы созданы более 40 лет назад.Каждой группе дается стихотворение. Учитель: Приготовьтесь прочитать произведение вслух (по желанию).От каждой группы один ученик читает стихотворение. Портреты-образы учитель прикрепляет на доску.Зима-старушка (см. рисунок)Как-то раз на телеге с мукоюПроезжала Зима над рекою.Веселилась:- Уж как спозаранокНапеку я блинов да баранок,Сяду я под деревом снежным,Угощу всех блинчиком нежнымСо сметаной, со сливками, с маслом.Кушай, родной! Будь ласков!Но уснула Зима, задремала,Потому что уж старенькой стала.Мы проснулись наутро. О чудо!Город весь в муке. Откуда?У Зимы мешок прохудился.Снег пушистый над городом вился.Все красиво, все в белых красках.Радуйся, милый. Будь ласков!Учитель: Какие слова помогли представить образ? Дети: «Уснула», «задремала», «прохудился мешок».Зима-рукодельницаНе бездельница – Зима.Рукодельница -Зима!Шьет и вяжетБыстро, ловкоЗа обновкою обновку,Лес одаривает,Приговаривает:- Вот вам на ножки -Теплые сапожки,Варежки – на лапки,На макушки – шапки.Я богата и щедра,У меня полно добра!Кому шубу?Кому шаль?Ничего для вас не жаль!В.НикитинУчитель: Какая это героиня? Добрая или злая? Дети: Щедрая, заботливая. Учитель: Какие слова подтверждают это? Дети: «Кому шубу», «кому шаль», «ничего не жаль».III. Микромодуль-анализУчитель: Анатолий Кыштымов – хакасский поэт, написал стихотворение о зиме (см. фотографию поэта).Учитель читает стихотворения под музыкальное сопровождение.Вот и зима…Опять пришла, блондинка,Кусты обсыпалаМельчайшим серебром.Чудесной девушкой подбросила снежинки И резко крутанула подолом.На снег с небесСлетаются снежинки,Заката кони Бродят по снегам,Жуют снега, хрустятИ звонко динькаютПод небом бубенцы по вечерам.Учитель: Есть ли этот образ на доске?Какая зима у поэта?Какие слова помогают нам представить ее?В ходе обсуждения образов на доске появляются новые слова. Выстраивается два столбика слов: Хорошая ПлохаяДобрая ЗлаяЗаботливая ЖестокаяСпокойная БессердечнаяВеселая Холодная и т. д.IV. Микромодуль-действиеКаждой группе выдается несколько иллюстраций. Учитель предлагает детям выбрать иллюстрацию по желанию и раскрасить ее (см. рисунок-раскраску).Учитель: Какие нужны краски? Дети: Синие, голубые, белые.Дети могут назвать и другие краски. В этом случае надо попросить их объяснить, где и когда они видели это чудо.Учитель: Посмотрите, какие краски бывают у зимы. Показ слайдов с разными красками зимы.Под музыкальное сопровождение дети раскрашивают иллюстрации. Готовые работы вывешиваются на доске.Учитель: Заглянем в наше окно, может быть, теперь четко видно, кто там?На слайде окно, размытый образ.Учитель: К сожалению, мы так и не поняли, кто это… Хотя у каждого из вас возник свой образ зимы. Давайте не будем расстраиваться и выйдем на улицу. Посмотрим, что за окном?Просмотр видеоролика «Зимняя природа».V. Микромодуль-итогУчитель: Вот и заканчивается наш урок.Человеку может не нравиться зима, потому что она бывает разной (обращаемся к столбикам слов). Очень часто мы слышим: «Опять зима… Скорей бы лето!»Но если мы внимательно посмотрим вокруг себя, то поймем – красота удивительная, она завораживает душу. Надо уметь ценить то, что нас окружает. Итог У природы нет плохой погоды,Каждая погода – благодать.Снег и дождь, любое время годаНадо благодарно принимать…Прим. ред.: презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты»http://www.ug.ru/method_article/524 Валентина ФЕОКТИСТОВА, учитель начальных классов средней школы №11 Абакана Республики Хакасия
Комментарии