search
main
0

Образ жизни, достойный Человека. Воспитательная программа

1 сентября, 2007 год. Первый раз в пятый класс. Я теперь классный руководитель самой любознательной и разноликой детворы. И встал вопрос: как воспитывать моих детей, на что опираться? Я остановилась на концепции по формированию образа жизни, достойного Человека, которая вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя – Н.Е.Щурковой. Под образом Человека (по Щурковой) понимается личность, способная строить достойную жизнь.Что собой представляет эта личность?Во-первых, человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка. Вторая составляющая – нравственность, мораль, то есть духовный стержень. И наконец, творчество. Человек – существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа.Данная концепция не инструкция к обязательному исполнению. Я ориентируюсь в своей деятельности на эту цель-идеал и реализую ее применительно к своим возможностям и условиям школы.

Информационная справка о классе1. Общие сведения о классе и история его формирования2007-2008 учебный год: в школе обучались 5-й «А» класс (классный руководитель К.А.Жаркова) – 17 человек – и 5-й «Б» класс (классный руководитель Н.О.Виноградова) – 18 человек. Постоянный состав классов начал формироваться еще с первого года обучения.2008-2009 учебный год: производится объединение двух классов. Теперь в 6-м «Б» классе обучаются 34 человека. Особенность вновь сформированного коллектива – это самый большой класс в школе, где учатся дети с разным темпераментом и разным темпом деятельности. Еще к нам переходит из МОУ ОГО «СОШ №30» Евгений С. В течение 4 месяцев выяснилось, что данный ребенок из социально опасной семьи, склонен к правонарушениям, пропускам занятий без уважительной причины, обману, воровству. В феврале 2009 года его перевели в школу №202. Все это отрицательным образом сказывалось на общем эмоциональном фоне класса, на взаимоотношениях между родителями, учащимися.С 2009 года в классе обучаются 30 человек (15 мальчиков, 15 девочек), эмоциональный фон коллектива стал значительно спокойнее, хотя поведенчески класс можно охарактеризовать как самый непредсказуемый.В 2011-2012 учебном году мои дети учились в 9-м классе.2. Социальный паспорт классаДети в классе в основном из благополучных семей. Из 30 учащихся 8 человек из неполных семей, 2 из многодетных семей. В 9 семьях родители имеют высшее образование, в 2 – среднее, в остальных семьях – среднее специальное.Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство из которых интересуются жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета (7 человек). Родители одобряют выбранное направление работы, ценностные приоритеты предложенной воспитательной системы.3. Характеристика успеваемостиПо итогам 5-го класса 6 человек окончили учебный год на «отлично». Но после слияния двух классов успеваемость снизилась. По итогам 6-го класса 3 человека окончили на «отлично», 8 человек – на «четыре» и «пять». По итогам 7-го класса 1 человек окончил на «отлично», 8 человек – на «четыре» и «пять». Неуспевающие отсутствуют. В классе хороший учебный потенциал, но есть группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо продолжить работу.4. Психолого-педагогическая характеристика классаКласс в основном делится на микрогруппы по 3-5 человек, в которых есть явные лидеры (Евгений П., Радмила Н., Света С.). Дети группируются по увлечениям или по поведенческим мотивам. По результатам социометрии Радмила Н. является формальным лидером по учебе практически у всего класса, а Евгений П. – неформальный лидер, группирует вокруг себя детей, которых привлекают агрессия, физическая расправа, хамство. В классе два ребенка-одиночки. Анастасия П. – очень тяжелый характер, необщительна. Иван Ч. – слабохарактерный, легкоранимый, не может за себя постоять, еще с начальной школы является аутсайдером.5. Характеристика занятости учащихся во внеурочное времяИз 30 учащихся только 11 человек не посещают учреждения дополнительного образования. Из них три человека во внеурочное время активно помогают родителям в воспитании младших братьев и сестер, а два заняты подготовкой исследовательских проектов.6. Уровень физического развития и здоровья детей9 учеников класса имеют хронические заболевания, 8 – проблемы со зрением. Но это не мешает им иметь активную жизненную позицию, участвовать в спортивных мероприятиях (с учетом медицинских рекомендаций).Концепция воспитательной программыПриоритетной областью образования становится воспитание. В документах и материалах приоритетного национального проекта «Образование» отмечается необходимость улучшения воспитательной работы с детьми и молодежью, важность создания всех необходимых условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.Очевидно, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, способствует улучшению взаимопонимания. Толерантность необходима как в отношениях между людьми, так и на уровне семьи и общества, так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость.Программа «Образ жизни, достойный Человека» акцентирует внимание на следующих общечеловеческих качествах: уважение, терпимость, неравнодушие. Она способствует развитию интеллекта, нравственности, творчества. Программа охватывает период обучения ребенка с 5-го по 9-й класс школы. Является общепедагогической, подразумевает включение в воспитательный процесс педагогов школы, родителей и ученический коллектив. Обеспечивает формирование ключевых компетенций, предусмотренных Программой формирования системы воспитательной деятельности школы.Цель воспитательной программы: воспитание самостоятельной, толерантной, нравственно и духовно богатой личности, стремящейся к самосовершенствованию.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.В области обучения:- способствовать интеллектуальному развитию учащихся;- создавать среду, способствующую самообразованию и самовоспитанию учащихся;- учить духу партнерства и сотрудничества.В области воспитания:- формировать умение уважать человеческое достоинство;- воспитывать способность уважать права других;- формировать признание многообразия личностей;- создавать среду, формирующую терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.В области социализации:- создавать поле успеха – место для презентации себя;- способствовать принятию другого таким, какой он есть;- воспитывать способность отказаться от подавления, насилия.Воспитательные технологии:- авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение» (Маленкова Л.И.);- модульная воспитательная технология (Щуркова Н.Е.).Сроки реализации: 2007 – 2012 гг.Результативность: результатом работы программы должно стать формирование ключевых компетенций выпускника основной школы.Организация воспитательного процессаВ основу программы заложен линейно-концентрический (спиралеобразный) принцип – способ структурирования материала программы по возрастным группам, то есть последовательное расположение каждого блока для каждого возрастного периода.Линейное расположение личностных новообразований на протяжении школьных лет жизни учащихся обеспечивает образование новых ценностных отношений и неуклонное расширение поля этих отношений. Школьник продвигается вперед в овладении способами человеческого устройства жизни, границы ее в каждом возрастном периоде раздвигаются, отвечая его потребностям и растущему интеллекту.Концентрическое структурирование программы обеспечивает углубление понимания тех же самых основ жизни и ценностных отношений, но от возраста к возрасту на более высоком уровне осмысления ценностей и их практического воплощения.Ни одно качество личности не формируется разом, полностью и окончательно. Оно развивается вместе с самим ребенком, обретающим физические и духовные силы.Программа базируется на «5 точках опоры» (Маленкова Л.И. «Воспитание в современной школе»):1. Окружающие люди. Школьный возраст – это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. Подросток ценит и общение со взрослыми – родителями, педагогами. И здесь на первый план выступают толерантность (терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям) и нравственное воспитание (принимая то или иное жизненно важное решение, человек должен исходить не из соображений внешнего порядка (карьера, выгода), а исключительно из веления долга и совести).2. Дело. Каждое дело, которое человек выполняет, он должен выполнять с наслаждением, радостью, профессионально, красиво, вдохновенно. Как писал Л.Н.Толстой: «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, становится привычкой». Цель данного этапа: научить детей выполнять не только любимые дела, но и повседневные обязанности. Человек не может быть только потребителем. Мы все вместе должны улучшать свою жизнь. Поэтому основа данного блока – трудовое воспитание.Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Оно связано также с начальным профессиональным образованием и профессиональной ориентацией.3. Природа. Человек прежде всего природное существо, а потому живет и развивается по законам природы. И если он эти законы нарушает, то природа жестоко мстит за это. Спасение одно – здоровый образ жизни, гармония с природой. Она для радости, отдыха, стимула, творчества, жизни.Цель данного этапа – формирование привычки к здоровому образу жизни.Основополагающие идеи: повышение самооценки. Я здоров и счастлив! Любовь – высшее человеческое чувство (любовь к человеку; своему телу, душе, уму, возможностям). Психическое здоровье (саморегуляция). Самовоспитание, самоконтроль.4. Культура. Человек – создатель культуры и дитя культуры. Подразумеваются наука, техника, предметы (материальная культура людей), литература, музыка, живопись, архитектура, театр, культура общения и поведения. Приобщение к культуре стимулирует развитие всех сторон личности. Основная цель данного этапа – эстетическое воспитание.Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.5. «Я сам как наивысшая ценность». Осознание чувства собственного достоинства, терпимость, скромность, уважение и самоуважение. Цель данного этапа – формирование этих качеств, так как они являются своеобразной мерой развития человека. При этом опираться на следующие советы: каждый уникален и своеобразен, научись мыслить позитивно, полюби себя, ищи в себе хорошие качества.Таким образом, целью воспитательного процесса является создание условий для развития целостной личности через вхождение ребенка в культуру, его творческую самореализацию и приобретение им социального опыта деятельности и общения.Не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.Исходя из цели воспитания определены задачи по каждому направлению воспитательной деятельности (таблица 1).Практическое решение поставленных задач производится поэтапно для каждой возрастной группы.В своей работе я использую традиционные формы работы с классом: индивидуальные, групповые и коллективные. Любое дело проходит по системе коллективного творческого дела. Каждое дело творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Суть таких дел – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, что гармонично вписывается в реализуемую воспитательную систему класса. В школе ежегодно проводится день благодарения учителей, который относится к ключевым делам школы. У старшеклассников имеется возможность реализовать свой творческий и учебный потенциал во время дня самоуправления, когда они сами ведут выбранные уроки.Программа не ограничивается включением в воспитательный процесс только ученического коллектива. Здесь уместно взаимодействие с педагогическим коллективом, социальными службами и системами дополнительного образования. Данное взаимодействие можно представить следующим образом (схема 1).Взаимодействие с родителямиСемейное воспитание имеет широкий временной диапазон. Оно происходит на протяжении всей жизни человека. Его влияние ребенок испытывает и тогда, когда находится вне дома: в школе, на отдыхе и т. д.Классный руководитель должен находиться в тесном взаимодействии с родителями, это необходимо для успешного формирования личности ребенка.Цель: создание единой воспитывающей среды, в которой целенаправленно формируются нравственные качества личности школьника, развивается интеллект, закладывается толерантное отношение к окружающим.Задачи:1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.2. Изучение семьи, бытовой атмосферы школьника.3. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.4. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.5.    Психолого-педагогическое просвещение родителей.Поставленные задачи я решаю следующим образом:1. Знакомлю родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса на родительских собраниях.2. В качестве классного руководителя совместно с социальным педагогом посетила на дому семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В ходе индивидуальных бесед с родителями и учащимися узнала бытовую атмосферу, в которой проживают дети моего класса, выяснила особенности воспитания каждого ребенка. Это помогает мне, во-первых, более эффективно решать конфликтные ситуации «ребенок – родители – учитель», во-вторых, обращаться к положительному воспитательному опыту семей (семейные традиции, организация детей во внеурочное время).3. Постоянное взаимодействие с родителями позволяет корректировать воспитательный процесс в семьях отдельных учащихся (к данной работе привлекаются социальный педагог, психолог, администрация).4. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность осуществляется через организацию совместного досуга (поездки, дни здоровья, дни именинника). В 7-м классе при помощи родителей и классного руководителя были созданы электронные портфолио учащихся. В 8-м классе родители участвуют в подготовке исследовательского проекта по безопасности дорожного движения.5.    Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется не только на индивидуальных консультациях, но и на родительских собраниях. Каждое родительское собрание содержит блок «Родительский лекторий», который базируется на 5 точках опоры.Критерии эффективности воспитательной системыОсновное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания в целом. Для оценки эффективности воспитательной системы класса необходим мониторинг.Цель мониторинга: оценить эффективность воспитательной программы, необходимость и своевременность ее корректировки.Задачи: сформировать комплекс мероприятий, оценивающих развитие учащихся и классного коллектива, включающий использование различного инструментария и сроки контроля по годам обучения.Для оценки результатов своей воспитательной программы я выбрала традиционные методы исследования результативности воспитательной деятельности – педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос.Подобранный диагностический материал позволяет эффективно и своевременно выявить проблемы класса, оценить личностный рост подростков, получить объективную оценку от родителей работы школы в целом и классного руководителя в частности.На данном этапе можно констатировать положительную динамику развития детско-родительских отношений, стабильное стремление учеников к познанию, саморазвитию, самореализации. Успешно идет процесс нравственного, экологического и культурного воспитания. Каждая диагностика показывает, на что следует обратить внимание в дальнейшем, что нуждается в доработке.Оценка личностного роста ребенка складывается из следующих компонентов:- ежегодный мониторинг успеваемости по предметам;- матрица КТД;- портфолио ученика (папка, которая включает в себя грамоты, дипломы, сертификаты) + электронный вариант (творческое представление своих достижений).Ожидаемые результатыВоспитать идеального выпускника практически невозможно, так как реальные условия развития школьников не всегда близки к идеальным: разный социум, образовательные ценности семьи, уровень обученности, состояние здоровья. Поэтому своей главной задачей как классного руководителя считаю максимальное приближение личности выпускника к идеалу в реальных жизненных условиях. Чтобы этого добиться, необходимы система воспитательных мероприятий и своевременный мониторинг развития личности. Это позволяет определить степень развития тех или иных ключевых компетенций учащихся и, следовательно, умений, которые будут характеризовать выпускника основной школы.Прошло 3 года. Мои дети повзрослели. Осенью часть из них продолжат образование в других учебных заведениях. Но я уверена, где бы они ни были, они будут успешны, а значит, мой труд не напрасен.Дополнительные материалы к программе опубликованы на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/518​Наталья ВИНОГРАДОВА, учитель информатики средней школы №24 города Озерска Челябинской области, победитель VII Всероссийского конкурса «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте