…Лучики солнца весело играют на стене в небольшой комнатке. Стены недавно побелены, еще пахнет известью. Вся комната наполнена светом. За окном щебечут воробьи, а здесь тихо и спокойно. Но вот раздается мелодичное звучание колокольчика. Двери открываются, и комната заполняется шумной детворой. Все начинают знакомиться с новой девочкой, которая нарядно одетая стоит в дверях, восхищаясь школой. В тот момент она самая счастливая на всем белом свете. Ей кажется, что счастью не будет конца, но вот опять зазвенел колокольчик, и комната опустела. «Что же мне делать?» – думает девочка, забеспокоившись. В этот момент появляется женщина, похожая на волшебницу, в белой кружевной блузке и с волшебной палочкой в руках. Она берет первоклассницу за руку и ведет к одной из дверей, куда зашли дети. За дверью оказывается небольшая светлая комната с партами, за которыми сидят уже знакомые ребята. Начинается урок…
Удивительный дар -теплотой ваших рукСоздавать красотув детских судьбах и душах.
Такой сон приснился однажды моей бабушке, тогда еще маленькой девочке родом из небольшой украинской деревни. Это было давно, сразу после войны. Страна восстанавливалась после разрухи. В семье моей бабушки было четверо детей. Родители с утра до вечера работали в колхозе. Все заботы о хозяйстве и младших детях легли на плечи старшей дочери Кати, моей бабушки. Дети подрастали, и уже пора было идти в школу, но школы в деревне не было. Ближайшая – за семь километров в соседнем селе. Первой предстояло пойти в школу Кате, она была этому очень рада. Ведь столько слышать от соседских детей хорошего о школе и не полюбить ее было невозможно. Катя была счастлива, что станет первоклассницей и будет радовать хорошей учебой своих родителей. Сестры ей немного завидовали, им тоже хотелось в школу.
К сожалению, самый счастливый в жизни Кати день был омрачен. Родители не смогли отвести Катю в школу, быть с ней рядом, потому что началась уборочная страда. Осень в тот год выдалась ранняя, холодная и дождливая. Катя встала рано утром, надела свое лучшее платье и с соседскими ребятами пошла в школу. Дорога всем показалась короткой, особенно Кате, потому что всеми мыслями она была уже в школе. Но не так просто дались эти семь километров, погода сделала свое дело: дорогу размыло, и идти по вязкой, хлюпающей земле было очень тяжело. Ребята добирались до школы долго, но все же успели к началу занятий. Войдя в школу, Катя поразилась, насколько сон был похож на реальность: светлая просторная комната, учительница-волшебница в белой блузке с указкой в руке. В школе на тот момент было всего два учителя: Андрей Павлович, директор школы, и Оксана Михайловна, учительница. Детей было немного, около двадцати. Половина из них добирались, как и Катя, из других деревень.
Первый день в школе Кате запомнился на всю жизнь, хотя вроде бы ничего особенного в нем не было.
– Ты кто такая? – спросил взъерошенный мальчишка, считавший себя самым главным. Ведь он был уже в третьем классе и хорошо знал всех учеников.
– Я Катя с хутора Мыгорев, – бойко отвечала Катя.
– А я Гришка из Красного. Всех здесь знаю, так что обращайся, если что.
– Ладно.
– Ну, я пошел, – сказал Гришка и не спеша отправился в свой класс.
До начала урока оставалось несколько минут, к школе еще подходили дети. Их встречала нарядная, улыбающаяся учительница и провожала по классам. На удивление Кати первоклассников было много, и все, как и она, были восхищены школой. Зазвенел долгожданный колокольчик. Урок начался со знакомства детей и учительницы, которая своей доброй улыбкой, ласковым взглядом просто заворожила всех детей. Первый урок в жизни Кати прошел интересно и весело. Дома Катя с увлечением рассказала всей семье про свой первый день в школе, про ребят, с которыми успела подружиться, про учительницу, добрую и приветливую. Первоклассницу все слушали с большим вниманием, особенно сестры и брат…
На всю жизнь для Кати та маленькая сельская школа осталась светлым воспоминанием о детстве. Хотя много тогда пришлось пережить: отогреваться зимой у печки после длинной дороги в школу, когда в морозный день кирзовые сапоги примерзали к ногам; преодолевать бездорожье и бураны; переживать разлуку с родными, когда в старших классах пришлось жить у чужих людей вдали от дома, так как десятилетка была только в райцентре. Катя с первого раза запоминала все увиденное и услышанное на уроках, и это помогало ей в успешной учебе. Потому не удивительно, что школу она закончила с золотой медалью. И когда встал вопрос о выборе профессии, она даже не сомневалась, что станет учителем. На всю жизнь она сохранила светлый образ своей первой учительницы, который поддерживал ее в трудные минуты сомнений в правильности своего выбора. Она мечтала видеть доверчивые, широко раскрытые глаза детей, своих учеников, которые первый раз пришли в школу и смотрят на свою учительницу с надеждой и восхищением. Катя хотела поделиться своими знаниями с детьми, наполнить их сердца добротой и красотой.
Так все и случилось. Екатерина Ивановна приехала в совхоз и стала учителем начальных классов, выучила не одно поколение деревенских детишек. Она проработала в школе до самой старости. Все в деревне уважают ее, бывшие ученики хранят добрую память о своей первой учительнице. Многие, приезжая к родным в деревню, считают своим долгом проведать Екатерину Ивановну, а она помнит их всех и радуется их успехам, как своим.
Сейчас, конечно, другие времена и нет тех трудностей, что переживали послевоенные дети, но почему-то отношение к учителю изменилось. Не многие теперь мечтают о профессии педагога. Но я думаю, что хоть времена и изменились, все равно в памяти у всех нас навсегда остается образ первого учителя. Вот и моя мама до сих пор вспоминает свою первую учительницу Наталью Петровну, которая ввела детей в удивительную страну знаний. Я тоже очень благодарна своей первой учительнице Гульнар Мурзакановне Умерзаковой. Мы встретились с ней первого сентября 2000 года. Она нас учила и опекала четыре года, и даже проводив в старшую школу, часто интересовалась нашими успехами. А мне она дорога еще и тем, что научила меня проводить научные исследования, выступать перед аудиторией, отстаивать свое мнение. Вместе с Гульнар Мурзакановной мы ездили в районный центр на научно-практические конференции, и одно ее присутствие вселяло в меня уверенность, и я, маленькая, делающая только первые шаги в большую науку, могла выступать спокойно и уверенно в отличие от многих других детей.
Я считаю, что учитель начальных классов первым пробуждает в нас интерес к знаниям, учит замечать красоту в окружающем мире. Встречая нас приветливой улыбкой, разделяя с нами трудности, радуясь нашим успехам, первый учитель дает нам самые главные уроки – уроки нравственности и чуткого отношения к людям, закладывает первые кирпичики отношения к образованию. Кто же еще (не забывая, конечно, родителей) научит нас доброте, честности, справедливости? Кто пробудит в нас воображение, увидит в нас талант? Кто поможет этому таланту развиться? За все это мы благодарны своему первому учителю, который делает с нами первые шаги по дороге образования и создает «красоту в детских судьбах и душах».
Кто бы и что ни говорил, но я знаю, что профессия педагога очень важна, ведь учителя передают нам накопленные предыдущими поколениями людей знания и учат разбираться в сложных жизненных вопросах. Известные ученые никогда бы не сделали своих открытий, если бы в детстве у них не было умного и доброго первого учителя. Да, не всякий наделен удивительным даром – педагогическим талантом. Моей же семье очень повезло, потому что в нашей жизни были добрые и талантливые первые учителя.
Дарья ШМЫДКО, ученица 10-го класса Черлакской средней школы, Нововаршавский район, Омская область
Комментарии