У каждого города есть свое лицо, и речь не про нейросеть и ее возможности. Посмотрите на Санкт-Петербург – немного чопорный и статный аристократ с ярким шлейфом западных духов, Суздаль – длиннобородый старец, который с некоторым осуждением смотрит на современную культуру, Нижний Новгород – город яркого характера с неким промышленным флером, от которого пытается избавиться при помощи реставрации, ну и Москва… женского рода, по-матерински звучит. Но, как мне кажется, только у этого странного города нельзя ловить конкретный образ, ну не получается это сделать, как со всеми другими российскими городами.
Но давайте пробежимся по городу в поисках его образа. Этот город, между прочим, сам отказывается от ярлыков по отношению к себе. Город на семи холмах – и где они? Визуалочка изменилась со временем. Белокаменная – я думаю, пояснений не требует. Город трех крепостей – Кремль, Китайгородская стена, стены Белого города, как мы можем увидеть сегодня, остался лишь Кремль (хотя, как по мне, это абсолютно невосполнимая утрата). Сделав большой променад по нашему городу, каждый его житель или поклонник скажет что-то очень свое, и получится, что Кутузовский проспект сталинским ампиром, колоннадами и аркадами прикрывает, как спиной, абсолютно неприметные хрущевки, своими одинаковыми окошками выглядывающие на тихую спальную улицу. И в этой семейности появляется какое-то странное по исполнению и наполнению здание, которое показывает нам, что такое кич 90‑х. Лепнина сменяется пластиком, а камень – стеклом. Именно поэтому весьма высокомерно на все поглядывают небоскребы Москвы-Сити.
Но моя Москва – это призраки, которые хранят этот удивительный город контрастов, испорченный квартирным вопросом. Это прежде всего те уникальные места и здания, которых уже нет. Нет легендарных Красных ворот, нет китайгородских укреплений и башен удивительной красоты, нет Сухаревой башни, нет городов и деревень, которые раньше Москвой не были, но стали. Так что фраза, что Москва – это одна большая деревня, отчасти звучит справедливо. Это призраки мест. Проходя мимо дома Дашковой, видишь в окне красивую даму в муслиновом платье с веером-кокеткой. Забегая в чеховский МХАТ, ждешь, что сейчас из-за угла выйдет Шехтель и спросит о том, как выглядит сцена с легендарной чайкой. Во внутреннем дворике Щукинского училища чувствуется неотвратимое присутствие великих: Вертинской, Варлей, Гундаревой, Любимова, Захавы, Дорошиной, Быкова, Ставской…
И вдруг, пешкуя по Староконюшенному, проходя через арку бывшего поместья, ждешь, что в тебя упрется обоз. А еще Москва – это призраки русской и отечественной культуры и науки: поэты и писатели, технологи и ученые, конструкторы и художники, архитекторы и историки. Множество! Множество призраков, благодаря которым и живет этот удивительный город. И живет не на карте, не в учебнике, а в душе каждого россиянина, в душе любого человека, которому знакомо и понятно слово «столица», живет этот город и воспоминаниями москвичей о городе прошлого, и уникальными проектами будущего. Для меня, учителя 30 лет, Москва – это подросток на электросамокате, который почему-то куда-то несется с улыбкой на лице. Для меня это очень молодой город. Эта молодость в силе, которая присуща только этому замечательному городу.
Вы знаете, дорогие друзья, я все-таки нашел ответ на вопрос, каков он – образ Москвы. Ответил сам, даже улыбнулся такому простому совпадению в нашем великом и могучем русском языке. Москва – это столица России, это город ста лиц для миллионов москвичей и россиян, которые обязательно найдут в этой сотне свое лицо! Найдут, произнеся лишь одну фразу: «Москва, я люблю тебя!»
Александр КОМАРОВ, учитель русского языка и литературы школы №904
Комментарии