Третий раз в городе Гатчине прошел Всероссийский форум молодых учителей, учредителем которого выступает Минпросвещения России. В этот раз он собрал порядка 250 педагогов из 70 регионов страны, средний возраст которых – 27 лет, а средний педагогический стаж – 5 лет. Впервые участниками этого крупного образовательного события стала педагогическая молодежь из ЛНР и ДНР.
В рамках форума были проведены тренинги, мастер-классы. Прошли дискуссионные площадки, на которых обсуждались психологические практики в работе молодого педагога, конкурсное движение и педагогические ассоциации, современный урок и новые технологии. И, конечно же, молодые преподаватели в Год педагога и наставника знакомились с различными практиками наставничества. Поэтому было очень интересно узнать о том, каким в представлении молодежи должен быть наставник и какими главными качествами он обладает. Дадим слово молодым учителям.
Мария Зиновьева, учитель английского языка школы №22 города Северодвинска, Архангельская область:
– Когда речь идет о наставнике, я, безусловно, среди главных его качеств выделила бы заинтересованность, а также стремление постоянно повышать уровень квалификации, мастерства именно в направлении «наставничество». С глубоким уважением отношусь к педагогам, которые работают не один десяток лет, но практика наставничества – это уже особая функция, которая требует наличия и развития определенных компетенций, то есть нужно понимать и знать, как быть наставником для молодежи. Потому что иногда, к сожалению, случается так, что опытным учителям проще занять позицию: «Если что-то нужно, подходи, спрашивай, а я буду выполнять свою работу». Я по своему опыту знаю, что в первый год работы не то чтобы подойти спросить, даже сообразить, к кому подойти, трудно – такой круговорот в голове! Поэтому считаю, что было бы очень хорошо, если бы к молодому специалисту подходили и спрашивали, как и чем ему помочь. Это позволяет чувствовать, что кто-то рядом и что тебе не дадут поскользнуться, подскажут, к чему стремиться и чему учиться.
Дина Муратова, учитель математики школы села Тростное, Липецкая область:
– Я могу составить портрет идеального наставника по своему наставнику. Это человек, который не боится признавать свои ошибки, потому что в процессе наставничества он не только дает, но и что-то берет от молодых, а своевременно, грамотно скорректировать собственный подход – большая работа. Конечно, это человек, который не жалеет личного времени, чтобы помочь молодому педагогу. Я участвовала в различных конкурсах, и наставник постоянно был рядом, мог посмотреть урок, помочь его разобрать. Всегда, когда я обращалась, мне не отказывали. Мы с наставником сидели, работали, и все замечания, которые я слышала от нее, были по делу. На мой взгляд, наставник должен быть человеком деликатным, в том числе предупреждать о своих визитах на урок наставляемого. И наставником может быть не обязательно преподаватель того же предмета, это может быть человек, близкий по духу, по интересам.
Мария Данина, учитель начальных классов школы №7 города Кириши, Ленинградская область:
– Наставника можно сравнить с первым учителем, ведь для учителя важно спуститься до незнания ученика и вместе делать открытия. Думаю, наставник должен помнить, каким он был молодым, как начинал свой путь, какие ошибки совершал. Это поможет лучше понять своего наставляемого, увидеть, какие промахи тот может допустить. Наставник так же, как первый учитель, начинает с развития профессиональных навыков наставляемого, поднимает их до своего уровня и даже выше, чтобы ученик превзошел учителя. Это партнерство в горизонтали, в сотрудничестве: вместе открывать, проговаривать, предотвращать ошибки. Мне кажется, между наставником и наставляемым должен быть высокий уровень доверия, ведь иногда приходится признаваться в том, что не получилось, не справился. Это непросто сделать, и, если наставник человек понимающий, мудрый, он всегда поддержит и покажет, как избежать ошибок, как их заметить и исправить.
Ольга Мавроди, учитель английского языка лицея №1 «Лидер» города Макеевки, Донецкая Народная Республика:
– Когда я пришла работать в лицей, у меня был наставник-методист, и я очень благодарна ей за то, что она буквально взяла меня под крыло, была рядом и объясняла, как организовывать и проводить урок. Она была на моем первом занятии, поясняла тактично после него, в чем были ошибки. Я помню эти дни, потому что была в отчаянии, мне казалось, что ничего не получается, ничего не выходит. Очень переживала, но мой наставник меня успокоила, и благодаря ей, проработав в лицее 6 лет, я уже сама могу выступать наставником. Если говорить о качествах наставника, то я бы остановилась на таком качестве, как поиск нового. У моего наставника всегда были и есть какие-то идеи, и, когда бы я ни обратилась к ней, всегда нахожу что-то новое, всегда ловлю какую-то творческую мысль. Это бодрит и мотивирует на дальнейшую работу.
Татьяна Шаляпина, педагог дополнительного образования, заместитель по ВР ЦВР города Салехарда (ЯНАО):
– Наставничество для меня тесно связано с именем моего учителя русского языка и литературы Ирины Райдер. Она пришла к нам в школу города Ялуторовска Тюменской области и стала нашим классным руководителем. Я была увлеченной ученицей, и педагог, заметив это, предложила заняться проектно-исследовательской деятельностью. Так появились мои первые проекты, например «Русские песенные традиции в драме А.Островского «Гроза». Ирина Александровна стала моим наставником. Я все ее наставления вспоминаю и привношу в свою педагогическую практику. Теперь я понимаю, что никакие выходные учителю не оплачивались, что занималась она со мной на добровольных началах. Мы пили чай, писали рефераты, думали над проектами, и, конечно, с предметом по выбору я определилась благодаря моему наставнику. Именно общаясь с ней в неформальной обстановке, я ознакомилась с таким термином, как «соработничество». На протяжении всего своего педагогического пути я поддерживаю связь с Ириной Александровной. Когда еду в Ялуторовск, то непременно ее навещаю. Очень рада, что такой наставник был в моей жизни!
Наставник – это тот, кто может зажечь, лидер, тот самый Данко, за которым можно пойти. У меня большой опыт в административной должности, и приятно, что ко мне за советом идут молодые и старшие коллеги. Благодаря наставнику я могу делиться с ними теми знаниями, которыми когда-то делилась со мной она. Это ведь тоже важно – делиться. В каждой нашей встрече была глубина, и, помня ее высказывания, уроки, я во всем хочу дойти до сути. Только спустя годы можно оценить тот вклад, который внес твой учитель-наставник, и увидеть, как неслучайны были его доброе слово и выпитая вместе чашка чая.
Виктор Артемьев, учитель математики Новоталицкой школы, Ивановская область:
– Сейчас мой наставник – моя учительница математики. Участвуя в региональном проекте «О тех, кто нас выводит в мастера», я о ней писал, и одно из качеств, которое выделил тогда, – это комфортность в общении. Общаясь со своим наставником, я не чувствую давления, императива. Мы ведем диалог на равных. К тому же у нас реверсивное наставничество, то есть мы стараемся чему-то научить друг друга. Например, я увлекаюсь методикой Виктора Шаталова и системой Даниила Эльконина – Василия Давыдова, плюс знакомлюсь с другими технологиями эффективного обучения, и, соответственно, если появляется что-то интересное, что я могу использовать на своих уроках, делюсь этим с наставником. Тем более она человек ищущий.
Михаил Калимуллин, учитель английского языка Гимназии города Новоуральска, Свердловская область:
– Портрет идеального наставника нарисовать тяжело, потому что все его лучшие качества глубоко внутри. Но если бы мне дали такое задание, то я бы, конечно, опирался на своего наставника Елену Ивановну. Это человек, который научил меня работать, дал ту базу, без которой я бы варился в собственном соку и совершал ошибки, не понимая этого. Елена Ивановна научила меня общаться с детьми, помогать им, заложила основную лингвистическую базу и объяснила поэтапно, как вообще построить понятие языка в голове у детей. Мы вместе составляли и составляем каждый урок, чтобы не отставать друг от друга и идти в одном темпе. Если говорить и про наставника, и про педагога в целом, то я убежден, что это должен быть патриот своей страны. Сейчас это непопулярно, но я считаю, что человек, любящий страну, вкладывает другие смыслы в обучение детей, он видит в них граждан страны, которым предстоит жить дальше. Это перспективный взгляд, дальновидная точка зрения. Отношение к профессии, к гражданственности, любовь к стране – это главные качества и наставника, и педагога.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область
Комментарии