«Делом глубоко важным» называл краеведение писатель М. Горький, подчеркивая тем самым его огромную роль в познании прошлого, понимании действительности, осмыслении будущего, нравственном и патриотическом воспитании человека.
Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено. Мы должны знать свою землю до последнего атома.М. Горький
На долгие годы сохраняются в памяти каждого из нас картины родных мест. Они живут в сердце человека, не теряя со временем привлекательной свежести и яркости красок. История и культура, быт и природа родного края, трудовые дела земляков и их ратные подвиги – все это с малых лет становится частицей жизни учащихся, рождает у них чувство гордости за свою страну, воспитывает патриотизм. Внимание к прошлому родного края помогает осмыслению вековых традиций народной культуры, трудовых и героических дел.
Все мы очень много и часто говорим о воспитании у детей патриотизма, не всегда осознавая, что начинается оно с углубленного познания своей Родины, ее истории.
Крушение всех и всяческих идеалов – это, безусловно, трагедия для всякого поколения и любой страны. От своего прошлого никто не имеет права отрекаться. Любовь к Родине есть то, что должно питать душу каждого человека и стать живительной влагой для его сердца. Никто из нас не должен быть Иваном, не помнящим своего родства. Помочь этому, безусловно, может краеведение. Знание прошлого родного края, несомненно, формирует в человеке чувство гордости за город, поселок, в котором он родился, пробуждает желание и самому оставить какой-то след в истории родных мест, а может, и страны.
Вот уже в течение двадцати пяти лет на уроках и во внеурочное время я изучаю со школьниками краеведческий материал. Естественно, что за это время накоплен определенный опыт. Занятия краеведением способствуют пониманию связей между литературой и жизнью, прививают вкус к художественному слову, пробуждают, а потом и формируют интерес к истории, прошлому своего края. Я многократно наблюдала, как оживляются лица учащихся при упоминании ученого, композитора, общественного деятеля, чья жизнь и деятельность связаны с нашим краем, или писателя, в произведениях которого нашли отражение быт, природа, судьбы людей, живших или живущих сейчас в нашей местности, события, происходившие здесь когда-то. После привлечения, использования краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе дети часто сразу или через некоторое время задают вопросы, интересуются, где о рассказанном или услышанном можно прочитать; а пробудившийся интерес у школьников – это залог успешного вовлечения их в краеведческий поиск.
Литературно-краеведческие занятия развивают инициативу и самостоятельность учащихся. Участвуя в краеведческих изысканиях, школьники расширяют свой жизненный и литературный кругозор, становятся духовно богаче. Безусловно, возможности для занятий литературным краеведением в разных местах далеко не одинаковы. Нельзя забывать, однако, что встречаются и относительно бедные в литературной карте страны. Это обстоятельство, разумеется, в известной мере и определяет направление и размах литературно-краеведческой работы в школах той или иной области.
Наш край, наш город имеют богатую историю. Да, действительно, история нашего края очень богата. Это предоставляет учителю возможность проводить разнообразную работу, совершенствовать методику ее проведения.
Важную роль в познании истории родного края играют экскурсии в музеи, существующие в нашем городе: Краеведческий музей, Музей-усадьба А. Герасимова, Дом-музей И. Мичурина, Литературно-музыкальный музей Голицына.
Одной из форм изучения краеведческого материала является проведение музейных уроков, которые помимо этого еще способствуют получению или углублению знаний учащихся по русскому языку и литературе. Приведу только несколько примеров такого положительного сотрудничества с музеями.
«История одного шедевра» – так можно условно назвать урок русского языка, проведенный мною в 6-м классе. Перед написанием сочинения по картине А. Герасимова «После дождя» ребята вместе со мной побывали в музее-усадьбе художника, в выставочном зале. Расположившись прямо на террасе, когда-то изображенной им на полотне, они внимательно прослушали интересную беседу научного сотрудника о том, как создавалось это произведение искусства, сделали некоторые записи. Все это позволило ученикам написать более яркие и интересные сочинения.
Учащимся 8-го класса запомнился музейный урок по русскому языку. Изучение этого предмета по учебно-методическому комплексу под редакцией В. Бабайцевой дает возможность проводить тематическую словарную работу. Дети, обогащая свой лексический запас, знакомились со словами по теме «Музей, живопись». После прослушивания коротких сообщений учащихся «Что я знаю о слове» была проведена экскурсия по выставочному залу, во время которой им показали портреты, пейзажи, эскизы кисти художника А. Герасимова.
Надежда РАЛДУГИНА, учитель русского языка, Тамбовская область
Комментарии