Помню, осенью 1992 г. мне позвонили одна за другой пять или шесть родительниц моих выпускников, которые закончили школу весной. Они мне говорили одно и то же: наши дети и мы в полной растерянности – как жить дальше, как устроить их судьбу. Трое выпускников – два мальчика и девочка – не прошли по конкурсу в вузы. Теперь не знают, чем заняться. Пробовали устроиться на работу – ничего не получилось. Один мальчик вместе с отцом пытались создать свое дело, не смогли. Их небольшое предприятие просуществовало три месяца и разорилось и т.д.
А я не знала, чем их утешить. Я и мои коллеги понимали, что к жизни в новых, непривычных как для взрослых, так и детей условиях ребят надо специально готовить. Заранее знакомить с тем, с чем они встретятся, выйдя за ворота школы, и не только теоретически, но и на практике. И в самом деле: сколько молодых людей метались тогда из стороны в сторону в поисках своего места.
Прошли годы, школы в некоторой степени продвинулись в деле подготовки граждан к жизни в современном обществе. Конечно, мы делаем далеко не все, в том числе и преподаватели таких основополагающих предметов, как право, граждановедение, экономика, но наши питомцы, став взрослыми, уже не чувствуют себя такими потерянными, как их сверстники 15-20 лет назад. Это я вижу и по выпускникам 2000, 2001, 2003 годов, когда выходили ребята, у которых я вела уроки, они были уже другими. Более уверенными, более оптимистичными, более способными к адаптации, нацелены на более широкий спектр профессий. Из тех, кто сразу после школы пошел работать (многие из них учатся заочно), а также уже закончившие вузы, ощущают себя вполне успешными, во всяком случае неудачниками никто из них себя не считает.
Теперь в руках учителей гражданско-правовых дисциплин появилась новая технология – проект «Гражданин». Она дает возможность не только с помощью необходимых для человека, живущего в условиях рынка, знаний, но и практических навыков готовить энергичных, активных, ответственных людей, в которых так нуждается наша страна.
Мне вспоминается 2004 год, когда мы выбирали президента страны. Где-то за неделю до этого события моя дочь Настя вдруг сообщает: «А к нам агитатор приходил. И знаешь, кто из твоих учеников это был?» Я назвала две-три фамилии наиболее активных ребят, участвовавших в школьном парламенте. Она покачала головой и сказала: «Это Дима Байков». Конечно, я была приятно удивлена. Ведь Дима был самым пассивным учеником, насколько можно было оставаться пассивным на уроках граждановедения. У него, как, впрочем, и у многих ребят, – на все было свое мнение. Так, Дима, считал, что участие в выборах ничего не дает и что он, как и его родители, никогда не пойдет голосовать.
А теперь вот он стал агитатором. Причем, конечно, добровольно. Ведь в наше время не может быть это комсомольской повинностью. Вскоре я узнала, что Дима не только других агитировал участвовать в выборах, но и родителей привел на избирательный участок. Встретив меня на избирательном участке, Дима сказал: я по-настоящему повзрослел, теперь больше не считаю, что от одного человека не зависит, кого выберут президентом или депутатом.
Как-то после очередного урока граждановедения мои семиклассники признались: мы с нетерпением ждем этих занятий, потому что на них можем обсуждать те проблемы, которые нас волнуют, потому что на них мы взрослеем. И это отрадно было слышать: значит, мой тоже, кстати, любимый предмет востребован самими детьми.
София АНДРЕЙЧУК, учитель граждановедения, Тамбов
Комментарии