Одной из основных составляющих, что должно быть присуще настоящему гражданину, является его отношение к семье, детям. Поэтому к темам «Человек в семье», «Дети и родители» я возвращаюсь на классных часах еще и еще, а также и на уроках, если они созвучны изучаемым проблемам. Мне очень хочется, чтобы количество сирот сократилось в нашей стране до минимума, чтобы брошенных родителями детей больше не было вообще. Конечно, беседы на эти темы с ребятами, когда они не столько слушатели, сколько активные участники разговора на больную для нашего общества тему, оставляют след в их душах. И все-таки большое воспитательное воздействие на них может оказать только их какое-то личное участие.
Один случай заставил не только мой класс, но и другие в нашей школе обратить свои взоры на детский дом. Мы решили взять над ним шефство. В первую очередь такая инициатива принадлежала моим ребятам. А случилось вот что. Город у нас сравнительно небольшой, многие друг друга знают. Однажды мы узнаем, что бывшая ученица нашей школы, которая доучилась в ней только до девятого класса, отдала своего годовалого ребенка в детский дом. Причем сразу после рождения она его тоже не воспитывала, а оставила у своей бабушки, а когда бабушка тяжело заболела и не смогла ухаживать за малышом, девятнадцатилетняя девушка и вовсе отказалась от сына. Эта история обсуждалась в школе, в том числе и в учительской, и в ребячьей среде без участия педагога. Мои девочки – Ира, Катя и Настя – подошли ко мне и предложили: «Надежда Петровна, мы хотели бы как-то помочь этому малышу, собрать для него одежду, игрушки, навещать его, играть с ним». Эту идею тут же поддержали другие мои ученики.
Мы стали опекать этого мальчика. И Антоша, так его зовут, привязался к моим ребятам, всегда ждал нас. Мы приходили каждый день, но не более двух, трех человек одновременно, чтобы малыш не смог растеряться, с кем ему лучше поиграть. Так прошло три года. Мои ребята уже учились в девятом классе, а Антону исполнилось четыре года. И с ним неожиданно произошло радостное событие. Его усыновили. Это были родственники одной из моих учениц. Кстати, согласие его родной матери было получено. Этот мальчик получил возможность расти и воспитываться в нормальной семье.
Но ведь остались другие дети в этом детдоме. И мы продолжали ходить к ним. Многие мои ученики брали детишек в свои семьи – на выходные, на праздники, в дни каникул. И хотя детский дом этот считается вполне благополучным, тем не менее малыши с удовольствием ждали дня, когда они снова смогут отправиться в гости. До самого выпуска из школы мои воспитанники дружили с детдомовцами. Потом эстафету от нас принял другой мой класс.
Моих теперешних учеников радует, что наши подопечные чувствуют себя намного счастливее оттого, что мы с ними дружили, мы о них заботимся, считают нас близкими, почти родными людьми.
Теперь хочу сказать, как много дает эта дружба самим моим ученикам. Они стали душевнее, отзывчивее и к своим домашним, и к своим друзьям. Родители говорят о том, что их дети с большим пониманием, с большим почтением относятся к ним, стараются не огорчать матерей и отцов, дедушек и бабушек. И самое главное, я уверена, что каждый из них будет хорошим семьянином, хорошим отцом, хорошей матерью. Дети для них будут самой большой ценностью в жизни.
Думаю, что наша дружба с воспитанниками детского дома была очень верной педагогической находкой моей и моих коллег.
Надежда МАРКОВИЧ, учитель граждановедения, Саратовская область
Комментарии