search
main
0

Обратная связь. Стандарты

Так в чем же новизна?

По-моему, математические и естественные дисциплины следует сократить по 1 часу на предмет, а высвободившееся время отдать русскому языку

В первом номере “УГ” за 1997 год опубликован федеральный законопроект “Стандарты общего среднего образования”. Читала с надеждой на какие-то перемены к лучшему. Но, увы! Стоило ли вообще городить огород? В чем новизна данных стандартов?

Первое, что бросается в глаза, – перегруженность школьников. Неужели “ум, хорошо наполненный”, лучше “ума, хорошо устроенного”? Но кто же устраивать будет, если не школа? Ведь “стандарт” рассчитан на стандартных, обычных школьников, у которых родители заняты добыванием хлеба насущного, и вся надежда на школу, а не на нянь, гувернеров или домашних воспитателей. Но даже в начальной школе все часы забиты науками, причем добавлены общественные науки, а математики опять больше русского. Явное превалирование математики, физики, химии и в средней школе. Полное отсутствие воспитывающих дисциплин – этики, культуры поведения в обществе, на улице, в школе, культуры общения и т.п. Между тем всмотревшись в действительность, увидим: дети в массе своей не обучены элементарному. Они не могут войти в транспорт, не отпихивая другого, не уступают места пожилым, малышам и инвалидам, мальчики на улице сплевывают, сморкаются, громко разговаривают и кричат в общественных местах. А внешний вид наших школьников, а их поведение в столовой? Или не дай вам Бог попасть с классом в театр. Разве не должна начальная школа значительную часть своего времени уделить пусть внешним, но таким необходимым элементам воспитания? Признаки человека “разумного” необходимо “вдалбливать” ежедневно, систематически и именно в школе, так как работающие родители видят своих детей гораздо меньшую часть дня, чем учителя.

Теперь о 5-9-х классах. “Воз и ныне там”. Математика – 5 часов, естественные науки – до 8 часов, а русский язык – 3 часа. Да за что такое наказание? Ужель так важно знать основы математики и особенно химии для полноценного человека? Кто из родителей сегодня помнит километровые страницы по курсу средней школы из химии, геометрии, физики, астрономии? Особенно умиляют “начала мат.анализа”. Без них уж никак ни врачом, ни юристом, ни секретарем не стать.

Все знают, что школа должна готовить к жизни. Но в жизни мы все разные. А в школе все одинаковые. Сплошная уравниловка: все изучают одно и то же. Отдав ребенка в языковую школу, обнаруживаешь, что иностранного языка там меньше, чем математики. По-моему, математические и естественные дисциплины следует сократить по 1 часу на предмет, а высвободившееся время отдать русскому языку. Владение литературным языком нужно всем: и дипломированным специалистам, и “новым русским”, и рабочему классу. Если вчитываться в некоторые периодические издания, вслушиваться в радиопередачи, вглядываться в телепередачи, то иногда можно просто с ума сойти – на каком языке говорят, вещают, откуда вся эта абракадабра, произносимая на полном серьезе?

И еще. Когда же наша школа пойдет по пути специализации? Ведь ясно, что в 10-11-х классах школьники занимаются усиленно лишь теми предметами, которые необходимо сдавать в намеченный вуз. Так дайте им возможность сделать такой выбор, дайте шанс поразмыслить, сравнить, а не сломаться к 9-му классу под грузом бесконечных задач, графиков и уравнений. Разве перегруженность по алгебре или химии необходима, чтобы к 9-му классу понять и оценить красоту математики и увлекательность химии? В неполной средней школе цель обучения, по-моему, должна быть в большей степени просветительской, а не узко-учебной, и лишь в 10-11-х классах следует углубляться, причем по выбору самих учеников, в те или иные науки.

Не очень ясно, какие предметы выводятся в факультатив. Неплохо было бы, оставив по часу на каждый предмет, вывести дополнительные часы по экономической географии, геометрии, химии, черчению, астрономии, второму иностранному языку, биологии, т.е. сделать добровольным и обдуманным подбор предметов для каждого, желающего учиться. Соответственно и результаты будут другие.

Может быть, и настанут времена, когда Минобразования поймет, что нельзя обьять необьятное и в школе действительно будет интересно, но если судить по предложенным стандартам, то очень и очень не скоро.

Елена СУВОРОВА, родитель

Москва

Жилье для учителя

В поисках лучшей доли

Ни зимой, ни летом не прекращается поток писем в нашу рубрику. Правда, учительские семьи из бывших союзных республик теперь к нам обращаются реже. Основную часть почты составляют письма от жителей различных регионов России.

“Полтора года назад я закончил Ташкентский институт физической культуры, переехал в Россию, – пишет Владислав Владимирович Бильдин. – Исколесил за это время всю Воронежскую область в поисках работы и жилья, но безуспешно. Вакантных мест нет. Напечатайте мое обьявление. Может, изменится к лучшему моя доля”.

Учитель физкультуры согласен работать в любой сельской школе, находящейся в Центральной части России. Может вести уроки рисования, кружок (любит вырезать по дереву).

Адрес: 394000, Воронежская область, Острогожский район, село Мастюгино, Бильдину В.В.

Специалист с опытом преподавания прикладного искусства в школе искусств, мировой художественной культуры очень нуждается в жилье. Есть диплом об окончании Московского университета культуры. Стаж работы 7 лет. Адрес: 431460, Мордовия, г.Рузаевка, ул. Лермонтова, д.87, Калявиной Е.Н.

Учительница начальных классов первой категории (педстаж – 20 лет) ждет приглашений от директоров школ, расположенных в северных регионах России. Адрес: 357980, Ставропольский край, г.Нефтекумск, ул. Луговая, д.119, Ковязиной Т.В.

Учительница английского языка хочет работать по основной специальности. В настоящее время ведет историю, пение, рисование. Имеет музыкальное образование. В семье три человека. Адрес: 659514, Алтайский край, Красногорский район, поселок Фрунзе, Бубновой Н.Н.

Учительница математики, физики, астрономии, имеющая первую категорию, надеется найти работу в Ленинградской области. Может вести уроки рисования, физкультуры. Работала организатором внеклассной работы. Педагогический стаж десять лет. В семье четыре человека. Адрес: 658942, Алтайский край, Волчихинский район, село Новокормиха, ул. Ленина, д.24, Рябовой М.А.

Опытная учительница математики, имеющая педагогический стаж 35 лет, хочет переехать в Россию. Одинока. Адрес: 488030, Казахстан, г.Талды-Курган, ул.Шевченко, д.119, кв. 4, Власовой М.А.

Учительница русского языка и литературы ищет школу, которая предоставит ей жилье. После окончания педагогического института работает второй год. Адрес: 617700, Пермская область, поселок Куеда, ул.Комсомольская, д.16, кв.4, Ермаковой М.А.

Подготовила Надежда ТУМОВА

Школа “УГ”

Им дали слово в римском сенате

Продолжается акция “Школа “Учительской газеты”!

Это звание присвоено 1126-й общеобразовательной школе Москвы

Активный поиск собственной модели учебного процесса 1126-я школа ведет с момента своего возникновения – с 1994 года. Сегодня педагоги называют ее “учебным заведением с интегрированным образованием и единым информационным пространством на основе российской ментальности”.

Для изучения гуманитарные дисциплины обьединены в десять циклов: филологический, исторический, правоведческий, политологический, психологический, эстетический, философский, экономический, науковедческий и этикет. В основе изучения каждого лежит принцип историзма (ученики изучают одну и ту же эпоху параллельно в различных предметах). Некоторые проблемы исторических эпох рассматриваются и в предметах ряда естественных наук, а также в дополнительных дисциплинах и кратковременных курсах (МХК, правоведение, риторика, этика, логика и т.д.). Итогом интегративного изучения становится проведение “праздников эпох” (например, средневековых карнавалов), а также ролевых игр (в одной из них может, скажем, встретиться задание произнести речь в “римском сенате”).

Благодаря сотрудничеству с Экономическим колледжем ученики получают экономическое образование. С третьего класса ребята изучают “Азбуку рыночной экономики”, а старшеклассники – “Маркетинг”, “Менеджмент”, “Финансы и бухгалтерский учет” и другие дисциплины.

Принимая участие в городском эксперименте “Школьное информационное пространство”, в 1126-й не только обратили внимание на изучение информатики, но и ввели в процесс обучения современные технические средства: компьютеры (в школе 4 компьютерных класса), аудио-, видеотехнику, фотоаппаратуру. В изучении основных предметов используются компьютерные программы. А самое главное – школа получила доступ к международной сети Интернет.

Психологическая подготовка учеников тоже не ограничивается изучением предмета психологии. На занятиях ребята учатся правильно общаться, решать конфликтные ситуации, создавать собственный имидж. Научный коллектив ученых помогает школьникам в профессиональной ориентации и планировании карьеры. Школьная служба психологической помощи открыта и для учеников, и для их родителей.

Введение в программу авторских курсов “История отечественной философии”, “Русская национальная психология”, “История отечественного искусства” – тоже результат внутришкольной реформы.

Адрес: 125299, г. Москва, ул. Б.Академическая, д. 22А.

Телефон/факс (095) 450-77-07.

Директор школы – кандидат философских наук Инна Генриховна Маевская.

Заместитель директора по научной работе – доктор политических наук, профессор Игорь Юрьевич Залысин.

Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ

Фото из конверта

Самая лучшая, самая добрая

Вот уже третий год, как наши дети с удовольствием спешат каждый день в школу к своей любимой учительнице Наталье Геннадьевне Климовой. Не только для детей, но и для взрослых находит Наталья Геннадьевна время, чтобы выслушать, посоветовать. Есть о чем поговорить с ней по душам. С любой проблемой можно обратиться к учителю, с любым вопросом подойти.

Мы, родители, стараемся не пропускать ни одного собрания. Наталья Геннадьевна помогает нам лучше понять детей, взглянуть на самих себя со стороны. Мы стали понимать, что только вместе с учителями школы поможем стать детям умными, добрыми, достойными людьми.

Совместные походы в лес, поездки в театр, экскурсии по городу сплотили и взрослых, и детей. Мы поражаемся, сколько терпения, доброжелательности и чуткости в этой молодой учительнице. Наши дети уверены, что их класс – самый лучший, а их учительница – самая умная, самая добрая, самая красивая. И мы, взрослые, согласны с этим.

Екатерина ВОЛКОВА, Дмитрий ВАСИЛЬЕВ и другие родители учеников

Чебоксары

Ваш адвокат

Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР

Работаю учителем с 1965 г., но были перерывы: два года трудился не по специальности, четыре года обучался в педагогическом институте.

Необходимо ли для получения пенсии за выслугу лет иметь 25-летний непрерывный педагогический стаж или достаточно 25 лет общего стажа педагогической работы в школе?

А.ГУБАНИЩЕВ

с.Починки,

Мордовия

Пенсия за выслугу лет согласно ст.80 Закона о государственных пенсиях назначается в связи с 25-летней педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Этот 25-летний стаж не должен быть обязательно непрерывным. Если вы проработали в общей сложности 25 лет в должности учителя школы, то независимо от перерывов в педагогической работе имеете право на получение пенсии за выслугу лет. Время обучения в педагогическом институте и время работы не по специальности не входят в стаж для пенсии за выслугу лет.

* * *

В мае 1996 г. прошел успешно аттестацию и получил высшую квалификационную категорию. В связи с этим был установлен 14-й разряд оплаты труда. Но я имею почетное звание “Заслуженный учитель”, а поэтому оплату надо установить на один разряд выше, т.е. 15-й разряд. Но бухгалтерия роно в этом мне отказала.

Правомерен ли такой отказ? Полагается ли разница в оплате и с какого срока?

П.ЕРЫШОВ

пос.Светлогорск,

Нижегородская область

Если почетное звание “Заслуженный учитель” было присвоено до установления высшей квалификационной категории, то со дня установления высшей квалификационной категории оплата за учительскую работу полагается по 15-му разряду. В этом случае разница в заработной плате должна быть выплачена с мая 1996 г.

Если же почетное звание было присвоено после решения аттестационной комиссии о высшей квалификационной категории, то 15-й разряд устанавливается со дня вынесения решения о присвоении почетного звания.

* * *

Работаю учителем в сельской школе тридцатый год и библиотекарем, как написано в приказе директора школы, по совмещению профессий на 0,5 ставки восьмой год.

Раньше претензий ко мне не предьявляли, а теперь говорят, что это не совмещение, а совместительство. Это, конечно, разные вещи.

В данном конкретном случае это совмещение должностей или совместительство?

Н.КОСАЧЕВА

с.Гольцовка,

Алтайский край

Совмещение профессий (должностей) в одном и том же учреждении, предусмотренное ст.87 Кодекса законов о труде, является одной из форм выполнения установленного обьема работ с меньшей численностью персонала. Под совмещением должностей понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой должности в том же учреждении. Например, учитель химии выполняет в той же школе обязанности лаборанта или учитель наряду с учительскими обязанностями выполняет работу воспитателя группы продленного дня или библиотекаря той же школы на 0,5 ставки.

Согласно части второй ст. 87 КЗоТ размеры доплат за совмещение должностей устанавливаются администрацией учреждения по соглашению сторон. Разумеется, это возможно только при наличии в школе соответствующей вакантной должности лаборанта, воспитателя ГПД, библиотекаря и т.п.

Договор о совмещении должностей и о размере доплаты за совмещение оформляется в виде дополнительного соглашения к основному трудовому договору и фиксируется в приказе администрации.

Поскольку соблюдены указанные условия, следует считать, что вы работаете в качестве библиотекаря той же школы в порядке совмещения должностей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте