search
main
0

Обратная связь. Синдром профессионального сгорания

Профессия педагога – одна из древнейших в мире. Каждый человек за свою жизнь много раз побывал в роли ученика, воспитанника и в роли учителя, воспитателя. Учителя занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально – почти все люди. Учитель должен быть своеобразным образцом, на основе которого учащиеся строят модели своего поведения, формируют идеалы. Только самодостаточный, деятельный, ответственный педагог может стимулировать инициативу и творческую активность своих воспитанников. Психологическое состояние учителя ослабевает из-за стрессов, частота которых влияет на профессионализм педагога. 10-балльная шкала стресса, принятая социологами мира, показывает, что учителя занимают на ней одно из лидирующих мест после шахтера, служащего по охране правопорядка, журналиста и летчика. Стресс, который учитель получает в ходе своей деятельности, равен 6,2 балла. Прибавьте сюда еще и стрессы, которые он испытывает в нашем нестабильном обществе. Это увеличивает риск возникновения особого состояния, характерного для людей этой специальности – феномена «профессионального сгорания».

Возникновение синдрома «профессионального сгорания» связано не только с социальными характеристиками (уровнем жизни и заработной платы), не столько с биографическими характеристиками (счастьем в личной жизни, объективным и субъективным восприятием трудности жизненного пути), сколько с характеристиками психологическими. На подверженность феномену «профессионального сгорания» влияют в большей степени низкий уровень самоуважения, регрессивный путь развития, недостаток социальной поддержки в обществе. Учителя с выраженным синдромом «профессионального сгорания» демонстрируют низкий уровень профессионального роста, неудовлетворенность работой.

Педагог, способный противостоять профессиональной деформации, долго остается не подверженным профессиональному старению. Первым фактором, способствующим появлению эффекта «профессионального сгорания» личности учителя, является пессимизм. 35% опрошенных в будущее верят с трудом, оно представляется им темным. Некоторые считают, что у нашей страны нет будущего.

Второй фактор, определяющий возникновение эффекта «профессионального сгорания», – личностная тревожность, беспокойство педагогов. Он проявился у 13% опрошенных, которые за подчеркнутой уверенностью и самостоятельностью скрывают ощущение изолированности, одиночества, сосредоточенности на своих проблемах. Сложившиеся отношения с окружающими для них становятся тягостными. Проявляющееся беспокойство нарушает продуктивную концентрацию внимания. 3,7% имеют потребность в уюте, безопасности, теплых отношениях.

Не случайно любимыми для педагогов становятся передачи, фильмы, спектакли, книги с жизнеутверждающей тематикой. Очевидно, что такие произведения оказывают на педагогов психокоррекционное воздействие, психотерапевтический эффект.

Ирина СОРОКИНА, социальный педагог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте