search
main
0

Обратная связь. Прекрасное в жизни человека

Изучая историю в школе, я всегда пыталась понять, что означают вышитые узоры на полотенцах, рубахах и других предметах быта русского народа. В музее нашей школы хранятся полотенца, подаренные нашей выпускницей Еленой Афанасенковой. Недавно к нам в школу приезжала Нина Петровна Востокова – кандидат педагогических наук, председатель историко-этнографического центра Пензенской области. Она выступала с лекцией «Путешествие в мир полотенца». С ее помощью я «прочитала» полотенца прапрабабушки Лены.

Издавна на Руси одежду украшали вышивкой. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Поэтому узоры народной вышивки включали в себя знаки, которые имели особое значение. Как правило, народная вышивка прекрасно сочетается с украшаемой вещью, акцентируя конструкцию предметов одежды и быта, так как располагается обычно по краю или вдоль главных соединительных швов. Она гармонично объединяется и с ткаными узорами. В некоторых вышивках ХVIII-ХIХ веков сохранились очень древние изобразительные мотивы. Вечные силы живой природы находили отражение в содержании вышивки, мотивы которой полны символики.

Сказочные, с пышными хвостами жар-птицы, раскидистое древо жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми кверху руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Постели в избах убирали нарядными настильниками с богатой расшитой каймой. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища.

Узоры и цветной строй вышивки были неразрывно связаны с трудовой деятельностью людей и хранили их древние представления. Так, архаическая вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящееся на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия.

Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками, в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери-сырой земли.

Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка ее завилась петельками и колечками. В свое время эти фигурки служили календарем. Каждая из фигурок, что вырастила на себе гусеница, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. 6 лепестков цветка и 6 ростков между ними означали 12 месяцев года.

Современная русская вышивка бережно сохранила традиции прошлого. Сейчас, как и раньше, существуют женщины, для которых вышивание является основной профессией. Художницы промыслов, наши современницы, широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.

В каждой области до настоящего времени сохранились особенности технических приемов вышивки, своеобразие орнаментального и цветового решения выполняемого изделия. До наших дней сохранились вышитые изделия народов Поволжья, демонстрирующие многообразие приемов, которые были достигнуты за счет различных комбинаций плотных и разреженных швов. Преобладают очень трудоемкие и сложные виды счетной вышивки: косая стежка, набор, счетная гладь, роспись, мордовская звездочка. Эти швы создают разнообразную фактуру вышивки. Одни приемы дают изящество и легкость узора, другие – массивность и монументальность. В вышивке народов Поволжья и Прикамья помимо строгих геометрических фигур довольно часто можно встретить кресты, ромбы, изображение женских фигур, коней, птиц. В этих мотивах наблюдается проявление древнеязыческой символики.

Также я узнала, что вышивка – не только женское занятие. Встречаются и мужчины, которые вышивают на протяжении многих лет. Алексей Петрович Артюхин работал в нашей школе. Из беседы с ним я узнала, что он начал заниматься вышивкой в 11-м классе. Последний год в школе – ответственная пора, нужно много трудиться, чтобы чего-то добиться в жизни. Конечно, Алексею Петровичу на занятия вышивкой времени не хватало, а затем – институт, армия. В его семье вышивали жена, двоюродная сестра. Сначала он просто приглядывался, а потом решил попробовать сам. Начал с портрета Пушкина – это его первая работа. За нее Алексей Петрович получил диплом и подарок. Однажды он решил, что должен сделать свою маленькую галерею, и сделал. Всего Алексей Петрович вышил 50 работ. На свое 70-летие он организовал выставку своих работ.

Вышивка – красота, которая никогда не увянет, она будет передаваться из поколения в поколение, украсит нашу жизнь. В музее народного творчества регулярно проводятся выставки мастеров вышивки, которые дарят людям красоту и радость.

Оксана ДЕГТЯРЕВА, ученица 10-го класса

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте