search
main
0

Обратная связь. Ориентир для внесения корректив

​Многие из нас первым делом спрашивают ребенка, пришедшего из школы: «Ну как… Какие отметки?» Складывается ощущение, что в погоне за чистым баллом мы стали забывать иное предназначение оценки. Оценки как ступени для развития, ориентира для внесения корректив.

Любая оценка должна строиться на принципах обратной связи, она должна быть своевременной, сбалансированной и развивающей. А это значит, что совсем не обязательно полностью отказываться от выставления баллов. Важно сделать так, чтобы учащийся сразу после выполнения своей работы понимал, что у него получилось хорошо (и это первое), а что не очень и что он должен сделать, чтобы продвигаться вперед. То есть любая отметка должна быть интерпретирована в качественных показателях, понятных учащемуся. Та же история и с тестами, широко использующимися в настоящее время и вызывающими массу нареканий. Что такое тестовый балл, полученный участником? Эта информация должна быть расшифрована не только в разрезе того, на каком месте в рейтинге находится участник тестирования, но и в разрезе совершенных ошибок. Когда оценка вырождается до метки, ярлыка и голого балла, то она полностью утрачивает свою развивающую функцию. Вернуть оценке ее развивающую функцию можно. Необходимо изменить отношение к оцениванию, выделять время на качественную интерпретацию полученной оценки, организовывать работу над ошибками. Это работа и для учителей, и для родителей, и, конечно же, для самих учащихся. Последние должны научиться запрашивать обратную связь, если учитель сам не предоставляет ее. Что означает оценка, какие ошибки были допущены, как их исправить? Соответствующий запрос на качественную интерпретацию оценки со стороны учеников и их родителей изменит отношение учителей к процессу оценивания, позволит превратить отметку из «метки» в ступень для восхождения по дороге знаний, по дороге подготовки к жизни, учебе и труду. Оценка станет ступенью для развития и изменений.Это одна сторона медали – роль оценивания для учащихся и их родителей. А ведь существует и другая ее сторона. Роль оценивания для самих преподавателей, для учителей. Оценивание как часть процесса конструктивного согласования в рамках любого образовательного продукта: школьной программы, отдельного предмета или курса повышения квалификации. Согласно принципу конструктивного согласования любой образовательный продукт, имея целью достижение проектируемых результатов обучения, использует определенное теоретическое содержание средств педагогического воздействия, с помощью которых данное содержание раскрывается и закрепляется. Это две стороны данного процесса. А третьей стороной  является оценивание. Оценивание дает информацию о том, реализована ли цель программы или курса, достигнуты ли планируемые образовательные результаты. Если нет, то в чем проблема: в содержании курса или в тех средствах, которые использует педагог? А может быть, и в том и в другом одновременно?Если оценивания нет, то преподаватель лишен необходимой ему обратной связи, благодаря которой он может улучшить свой продукт, адаптировать методику преподавания под нужды конкретной группы, изменить время на прохождение отдельных элементов или средства, с помощью которых он достигает своих педагогических целей. Наш центр проводит огромную работу, связанную в том числе и с изменением отношения к оцениванию и разработке оценочного инструментария. В рамках проведения обучающих семинаров и индивидуальных консультаций с преподавателями, курсов повышения квалификации мы обучаем их проектировать тесты по своим курсам и спецификации к ним. Спецификация к тесту является «дорожной картой» курса. Составляя ее, авторы начинают по-другому смотреть на содержание программы и выбранные педагогические средства. Подбирая тестовые задания, авторы курса конкретизируют образовательные результаты, пересматривают средства педагогического воздействия. Кроме того, мы учим составлять тестовые задания таким образом, чтобы ответы респондентов давали авторам курсов информацию о типичных ошибках своих слушателей. Соответственно если преподаватель видит, что какие-то темы курса вызывают затруднения у слушателей, он может изменить параметры наполнения своей программы, элементы содержания, время на их освоение. Кроме того, информация по прохождению тестирования у слушателей курса имеет важное значение и для заказчика образовательной услуги. Слушатель может на входе в программу повышения квалификации объективно оценить свой потенциал для дальнейшего развития, выявить тот уровень обучающей программы, которая будет доступна ему для освоения на данной ступени. На выходе из программы слушатель сможет оценить свой прогресс, почувствовать гордость за свои успехи, получить дополнительную мотивацию к профессиональному росту. Сейчас в нашем центре создается продукт – это тест для учителей на определение суицидального поведения у учащихся. Наверное, не надо пояснять, насколько эта тема востребована, как важно учителю вовремя распознать суицидальное поведение у ребенка. Наш тест проектируется таким образом, что он будет являться не только диагностическим инструментом, позволяющим определить, насколько успешно могут распознать подобное поведение учителя, но и быть обучающим инструментом. После прохождения тестирования респондент получит подробный отчет не только с указанием своих ошибок при ответах на тестовые задания, но и рекомендации о том, какие именно области знаний ему необходимо изучить более подробно, и ссылки на соответствующие ресурсы. Таким образом, создание новых оценочных инструментов, а также возвращение к функции оценивания как ступени для дальнейшего развития не только обучающегося, но и самого образовательного продукта и преподавателей, которые его реализуют. Марина ГОНЧАРОВА,эксперт отдела КИМов и тестирования Центра оценки компетенций педагогических работников МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте