«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чужого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении рода человеческого!» Высказывание о русском языке взято из «Писем русского путешественника» Н.М.Карамзина – писателя, филолога, находившегося в долгой опале в веке ХIХ и почти забытого в ХХ. В последние десятилетия интерес к писателю резко возрос. В работах современных литературоведов, посвященных Н. Карамзину, прослеживается одна общая мысль: Карамзин «открыл прозу», «он первый стал писать гладко». Сейчас Н. Карамзина называют профессиональным литератором почти в современном смысле этого слова.
Литературная деятельность Николая Михайловича Карамзина оказала большое влияние на развитие русской литературы. Он стал первым и самым крупным писателем нового направления – сентиментализма. Он писал стихи, прозу, публицистические, политические, литературные статьи, исторические исследования. Значителен вклад его в развитие языка русской прозы. Свою точку зрения на развитие русского языка он высказывал в статьях: «Нечто о науках, искусствах и просвещении», «О любви к Отечеству и народной гордости», «Великий муж русской грамматики», а также в речах и письмах современникам. О нем можно говорить и как о реформаторе русского литературного языка с точки зрения «гладкости и ясности стиля», легкости, читаемости. Он преобразовал русский язык, лишив его латинской конструкции и тяжелой славянщины, приблизив к живой, естественной разговорной русской речи.
Хочу снова вернуться к «Письмам русского путешественника», в которых Карамзин проявил себя как любознательный путешественник,как настоящий патриот своего Отечества. В центре его философских размышлений – человек, его внутренняя жизнь и взаимоотношения с миром. Для писателя человек есть мера всего на земле, центр мироздания. Для чего рождается человек? Вывод Карамзина прост: человек рождается, чтобы жить, чтобы наслаждаться чудом жизни, чтобы быть счастливым. Необходимым условием счастья автор полагает чистую совесть. Только совесть должна руководить поступками людей, только тогда они будут совершать достойные поступки. Счастливым, по его мнению, может быть только добрый человек.
Размышления Карамзина о милосердии и о цели благодеяния соответствуют нормам христианской морали: истинное милосердие бескорыстно и соответствует потребностям человека. Автор порицает опрометчивость людей, любовь к легким деньгам. И вместе с тем ценит в человеке силу воли, способность к активной деятельности, отвагу и дерзость. Как истинный просветитель, он восхищается государственным устройством Швейцарии, где все граждане равны и в цене не богатство, а достоинство человека.
Многому могут учиться у Николая Михайловича Карамзина современные люди – и нынешние писатели, и простые обыватели, но более всего – чистому русскому языку, который, к сожалению, уже «не течет, как гордая, величественная река», почти «без всякого чужого примеса». В нем много чуждого, наносного. Умению быть подлинным гражданином Отечества.
студентка
Комментарии