search
main
0

Обратная связь. Интерес к чтению надо поддерживать

Летом я работала в детском лагере. В моем отряде были мальчишки и девчонки 11-12 лет. Мне было интересно наблюдать за ними, потому что не так давно – всего семь лет назад – я тоже была в их возрасте и тоже отдыхала в лагере и тоже уже не в пионерском. И все же они от нас заметно отличаются. Это я вижу и по своему двоюродному брату Косте, которому тоже скоро исполнится одиннадцать. Мы семь лет назад не были такими заядлыми компьютерщиками, какими являются сегодняшние подростки. «Зато они еще меньше читают, чем вы, а уже с нами и сравнивать нечего», – сказал мой папа – предприниматель, инженер по образованию. Вот я и решила своих воспитанников приобщить к художественной литературе, попробовать разбудить у них страсть к чтению. Правда, мои коллеги-воспитатели, постарше меня лет на 5-7, посмеялись над такой задачей: поздно, они, даже если и читали что-то, как раз в этом возрасте начинают испытывать к книгам полное равнодушие, даже отвращение.

Как-то выдался дождливый день, на прогулку идти было нельзя, на спортивную площадку тоже, игровой зал, где есть и компьютеры, закрыт, вот я и решила, что момент самый подходящий, и попробовала рискнуть. У меня было заранее подготовлено небольшое представление отрывка из Марка Твена. Я взяла главу из повести «Приключения Тома Сойера», где он красил забор. Роли были расписаны, размножены, и я предложила ребятам самим выбрать для себя, кто кого хотел бы представить. Они охотно согласились. Тут же выяснилось, что трое из 20 ребят читали и эту книгу, и «Приключения Гекльберри Финна».

В общем, мы поставили эту сценку, причем дважды. Сначала в том виде, как я предложила, потом две девочки выступили в роли режиссеров. Они придумали свою версию. Всем понравилось. Пришлось показать инсценировку двум другим отрядам. А потом я сказала своим ребятам: хотите узнать про дальнейшие приключения Тома Сойера, в нашей библиотеке есть три экземпляра и у меня еще два своих. Обращайтесь! Я очень боялась, что никто не откликнется на мой призыв. Но вот те девочки, которые были режиссерами, сообщили: мы взяли в библиотеке два экземпляра «Тома Сойера». Прошла неделя. Как-то я услышала, как они, Катя и Настя, рассказывали другим ребятам об этом герое Марка Твена. А еще через три дня один мальчик попросил у меня почитать эту книгу. Потом я узнала, что второй мальчик стал читать про приключения американского сверстника. И это дало мне возможность даже провести небольшое обсуждение этой книги, после которого еще двое взяли у меня Марка Твена и оба почти одновременно вернули, сказав, что прочитали несколько глав и что скорее всего, вернувшись домой, дочитают понравившуюся повесть.

Кстати сказать, когда я беседовала с моими питомцами о книгах вообще, то к своему удивлению и радости обнаружила, что не так уж они безнадежно отстали от тех, кому сегодня за 20, и даже от тех, кому за 30 и более. Я поняла: читают наши ребята, хотя, конечно, далеко не все. Да и никогда не было, чтобы все поголовно были читающими. Однако сегодняшние подростки больше читают всякой энциклопедической, познавательной литературы, технические журналы, но и художественную стараются не забывать, однако чаще ограничиваются рамками школьной программы.

Я опросила своих родителей и их многочисленных друзей и знакомых. Из 12 человек названные книги Марка Твена прочитали в свое время трое; «Детство» Л.Толстого – четверо; «Давида Копперфилда» Диккенса – двое; «Войну и мир» полностью – двое; «Анну Каренину» – один (мой папа); «Преступление и наказание» – четверо; повести Чейза – семеро; «Каштанку» Чехова – все. Все опрошенные имеют высшее образование, из них шестеро – гуманитарии.

Думаю, что ситуация с чтением книг у нас не такая безнадежная, как это часто стараются представить. А во время Международной книжной ярмарки на ВВЦ толпы народа всех возрастов покупали целыми охапками книги.

Анастасия ПЕЛИКАНОВА, студентка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте