Мы не только подводим итоги Третьего конкурса для классных руководителей, но и публикуем размышления экспертов о присланных материалах. Обратите внимание, что здесь названы не все звезды конкурса. Публикация аналитических материалов завершится в апрельском выпуске «Методической кухни».
Люди – удивительные звезды,Дальние и ближние миры.Люди обладают звездным свойствомСдерживать сиянье до поры,А потом сиять с такою силой!Что тому причиною?Как знать?Самым удивительным светиломЧеловека надо бы назвать.В. Хлебников
Очень «учительское» стихотворение. Кажется, что поэт так красиво и так точно выразил именно наши эмоции, наши надежды, веру в наших учеников. А как же радостно получить яркое, практическое подтверждение абсолютной справедливости этих слов применительно к участникам Третьего конкурса для классных руководителей!
Меняется профессиональное кредо учительства. На смену формулировке «Образование на всю жизнь» пришла более злободневная – «Образование через всю жизнь». И в ваших работах это четко видно. Вы используете разнообразные, зачастую неожиданные, остроумные методы вовлечения учащихся в самую активную деятельность. Во многих работах дети не только сотрудничают с учителем, но и играют основную, лидирующую роль.
Мне довелось познакомиться с работами из нескольких номинаций.
В номинации «Педагогическая и психологическая диагностика», на мой взгляд, выделяются работы педагога-психолога Елены Андриенко из поселка Солонцы Красноярского края. Злободневные, творческие, интересные, приемлемые для любого учителя. Думаю, многие наши читатели будут благодарны Елене Александровне и за программу курса «Я выбираю профессию».
В глубоко продуманной, творческой, очень полезной работе «Диагностика воспитательной работы» филолог из города Тольятти Самарской области Наталья Мелихова предлагает систему анкет, игр, позволяющих эффективно достичь цели. Добросовестное, серьезное исследование учителя начальных классов Натальи Черновой из поселка Чаны Новосибирской области «Учет индивидуальных особенностей школьника в процессе развития познавательной деятельности» – хороший личный пример для тех, кто сталкивается с трудностями в этой области.
Очень интересные, оригинальные материалы прислала педагог-организатор Мария Попова из города Урай Тюменской области – испытание для старшеклассников «Тропа доверия» и организационно-деятельностную игру «Ключ к успеху». Учитель четко определяет цели, задачи, предлагает структуру, абсолютно понятно и доходчиво описывает задания, упражнения, поясняет психологический смысл упражнений. Хочется отметить также игру «Мир профессий», которую Мария Леонидовна предложила для участия в номинации «Профориентационная работа». В этой номинации полноценные, готовые к применению уроки-игры «Рынок труда. Резюме. Собеседование», «Как достичь успеха в профессии?» прислали учителя из Волгограда, педагог-психолог Светлана Коробкина и социальный педагог Юлия Машурик.
Учитель истории Рамиль Сулейманов из деревни Старое Ибрайкино Республики Татарстан в работе «Бортничество и пчеловодство – это занятия для души» ярко и интересно рассказывает о своей реальной многолетней профориентационной работе.
В номинации «Сценарии воспитательных мероприятий» хочется отметить материалы Татьяны Плахтеевой, учителя начальных классов из Краснодара: «Как быть полезным людям и научиться жить по законам», «Твои права и обязанности», «Посвящение в первоклассники». Разработка внеклассного мероприятия «Природный газ – богатство России. Как его сберечь?» учителя географии Лилии Анохиной из Волгограда – настоящий мастер-класс делового, профессионального всестороннего исследования и решения проблемы. Отрадно, что практически во всех перечисленных работах продумана и организована обратная связь.
Как жаль, что невозможно даже коротко рассказать обо всех участниках. Огромное вам спасибо!
Екатерина АРАКЕЛЯН, учитель физики высшей квалификационной категории московской гимназии №1582, учитель-методист, участник городских экспериментальных площадок
Комментарии