Друг и помощник
Это было пять лет назад. Мы, учителя граждановедения, собрались на заседание методобъединения. На столе лежала подшивка газеты “Граждановедение”. Я тогда только начинала вести этот предмет, чувствовала, что его нужно вести по-другому, совсем не так, как, скажем, историю или географию. Методических разработок у меня тогда не было никаких, поэтому я тут же схватила эту газету и стала листать. В тот же день сделала несколько ксерокопий наиболее понравившихся мне уроков.
Вот уже четыре года я выписываю “Граждановедение”, правда, с перерывом на летние месяцы – с мая по октябрь (не хватает средств). Эта газета поистине стала моим другом и советчиком. И хотя у меня теперь не один учебник, а есть параллельные, появилась и методическая литература, все равно “Граждановедение” по-прежнему мне многое дает. Благодаря этому приложению у меня появилось несколько вариантов целого ряда тем занятий в разных классах.
Теперь, когда накоплен определенный собственный опыт, я сумела разработать цикл уроков для девятого класса. Думаю, что в будущем году наберусь смелости и пришлю несколько из них для возможной публикации в “Граждановедении”.
Что мне хотелось бы пожелать полюбившемуся изданию в преддверии Нового года? Конечно, творческих успехов его сотрудникам. Надеюсь, что мы, постоянные его читатели, найдем в нем под рубриками “Авторские методики”, “Уроки граждановедения”, “Интегрированные уроки” публикации на том же высоком уровне, что и прежде, которые помогут нашему профессиональному совершенствованию.
Елена НИКИТИНА,
учитель граждановедения
Белгород
Немало интересного и полезного
Когда в школе появился новый предмет – граждановедение, я сразу оценила его как самый необходимый в период перехода к рыночной экономике. Помню, с какой болью и страхом я смотрела на своих выпускников конца восьмидесятых – начала девяностых годов: смогут ли они устроиться в этой жизни, найдут ли себя? Ведь они, как и те, кто кончал школу в более ранние десятилетия, были такими же тепличными, несамостоятельными. А время-то наступило совсем другое, когда даже их родители тоже почувствовали себя в растерянности. И вот мне, как и многим другим московским учителям истории, поручили вести граждановедение. Я бы его назвала введением в современную жизнь. Я ухватилась за новый предмет, как за компас, который подскажет верное направление моим детям.
От урока к уроку мы вместе с ребятами не просто изучали темы, мы их проживали, мы их исследовали. Дети учились познавать самих себя и других людей, строить свои отношения друг с другом, научились высказывать свое мнение. И самое главное – узнали о своих правах и пробовали их отстаивать.
Постепенно мои дети к выпускному классу становились более уверенными в себе, они стали понимать, что многое зависит от них самих, они в большинстве своем готовы на решительные поступки и нести за них ответственность.
Все эти годы я постоянно читаю газету “Граждановедение”. И хотя сама уже накопила значительный опыт в преподавании этой дисциплины, мне по-прежнему бывают интересны многие разработки, публикуемые в ней. Немало полезного узнаю из материалов, помещенных под рубриками “Уроки граждановедения”, “Уроки права”, “Новые учебники”. Именно на страницах этого издания я впервые познакомилась с замечательными учебными пособиями, созданными Евгенией Корольковой и Надеждой Суворовой, Андреем Иоффе, Ольгой Кишенковой, Наталией Воскресенской и другими. И для моих учеников это весьма полезная газета. Они узнают из нее о предстоящих олимпиадах по граждановедческим дисциплинам, а также пишут свои заметки в “Страницу юного гражданина”. Трое моих выпускников, чьи материалы публиковались под этой рубрикой, учатся на факультете журналистики МГУ.
Лариса СКОРОХОДОВА,
учитель гимназии N1527
Москва
Мы осознали свою ответственность
Так получилось, что я стал постоянным читателем “Страницы юного гражданина”. Валентина Семеновна Филина однажды принесла в наш восьмой класс ксерокопию этой страницы. Мы прочитали ее все вместе и устроили обсуждение. Потом многие ребята захотели сами написать в газету, но, к сожалению, благие пожелания так и остаются добрыми намерениями. Только один наш одноклассник – Андрей Макаров отослал свою заметку, и она была напечатана. Мы даже в классе на видном месте ее повесили. Девочки завидовали Андрею, но сами взяться за перо не решились.
А страницу эту мы по-прежнему читаем всем классом, почти каждый ее выпуск. Нам очень интересно знать, что думают, что делают как граждане наши сверстники из других регионов России. Благодаря обсуждениям, которые устраивает Валентина Семеновна, используя “Страницу юного гражданина” из приложения “Граждановедение”, другие материалы, мы осознали ту ответственность, которая уже сегодня стоит перед нами, юными гражданами России.
Что хотелось увидеть на нашей страничке в новом 2003 году? Рассказы старшеклассников о своих социальных проектах, об участии их в каких-то гражданских акциях, о работе в общественных молодежных организациях. А я со своей стороны обещаю написать еще несколько заметок о нашем классе, о наших интересных делах.
Владислав БЕКЕТОВ,
ученик 10-го класса
Волгоград
Комментарии