search
main
0

Обратная связь

Базарный: гений или безумство?

“Убийственный конвейер” – так называет современную школу профессор Владимир база╡ный. Прежде всего потому, что современный процесс обучения калечит ребенка физически и психически. Базарный утверждает, что знает ответ на вопрос “Что делать?” Сегодня мы продолжаем разговор о технологиях красноярского ученого, начатый в 38-м номере “УГ”.

Флейта и позвоночник

ехнологии профессора Базарного основаны на законах постоянно ориентированного поиска, “в режиме телесной вертикали синтеза рукотворчества и зрительного образа”. Вести с ним дискуссию на его поле корректно лишь на пути другого, столь же репрезентативного эксперимента. Впрочем, сомнительно, чтобы он дал иные результаты, ибо истины, отстаиваемые профессором, подтверждены всем историческим опытом развития человечества. Не случайно В.Ф.Базарный неоднократно ссылается на психотерапию Иисуса Христа, на восточные учения, в частности на философию и практику йоги, на учение З.Фрейда и труды Ухтомского и Сеченова. Полагаю, что он забывает упомянуть лишь одного своего величайшего союзника, подлинного создателя современной психологии творчества – К.С.Станиславского.

Многие из нас понимают, что никакая самая совершенная педагогическая технология не устранит реальную несвободу индивида в потребительском и технократическом обществе. Трудно поэтому не согласиться с филиппиками Базарного в адрес массовой культуры, способствующей дебилизации новых поколений и их эмоциональному обыдливанию. Невозможно также не признать правомерности опасений Владимира Филипповича о будущности нации в сложившихся сегодня трагических условиях. Но, соглашаясь с ним, невольно ощущаешь потребность в дружеском диалоге, итогом которого могли бы стать не просто традиционные нападки на существующую систему образования, на законодательную и исполнительную власть, а совместная творческая отработка контуров новой системы образования, и в первую очередь ее практической философии.

Все многообразие человеческих переживаний – от социально обусловленных до индивидуально-предопределенных моделируется как соотношение знаний, эмоций, верований. Это простое и вместе с тем фундаментальное соотношение разных векторов истины остается всегда. А истина оказывается тем краеугольным камнем, где возводится здание алетиологии как учения об ее сути.

Традиционно в ней главное значение придается науке. Именно она внушила нам убеждение в ее монополии на истину. Но наука свидетельствует и о неисчерпаемости эмоций. Сегодня даже в сфере обыденной журналистики стало признаком хорошего тона и эрудированности приводить бесчисленные факты о роли подсознательного, интуитивного и даже инстинктивного в исканиях человеческого ума. Менее охотно признается равное с наукой значение искусства. И, наконец, существует традиционное недоверие к вере как к особому пути открытия истины. Алетиология, разрабатываемая мною, базируется на противоположной посылке.

Еще И.Кант, развертывая критику наших духовных способностей, писал: “Я должен был ограничить знания (иллюзорные знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)”. Он понимал веру не как антитезу знаний и эмоций, но как правомочную равнодействующую в системе переживаний. Научная идея, возникающая как гипотеза, есть одновременно феномен веры ученого, порою противоречащей и фундаментальным основам уже достигнутого знания, и фактам чувственного опыта. Но феномен – конструктивный и продуктивный, побуждающий движение мысли на пути к истине во всей ее целостности.

Взаимопроникновение знаний, эмоций и верований, беспредельно вариативное, дает некое основание для дальнейшего существования исчерпавшей себя в эпоху Просвещения философии, в том числе и философии образования.

Я допускаю, что технологии профессора Базарного способствуют активизации интеллекта, интенсифицируют эмоциональный мир. Они – бесспорное благо в тех условиях, когда порожденная Просвещением школа как образовательный институт терпит явное фиаско. Иное дело – обширнейшая сфера веры, которую вряд ли можно развить в человеке на основе острого зрения и прекрасной осанки. Впрочем, как и на основе чистой логистики, даже заставляя учеников выслушивать проповеди священнослужителя любой конфессии или же призывая их постигать “законы красоты”. Свидетельство тому – крах нынешней школы, ее бессилие развить в каждом человеке творческое мышление и утонченность чувств. Нужно изменить всю структуру образования человека. Сейчас все большее значение приобретает социальная педагогика, семейная, народная (блистательно развиваемая профессором Г.Н.Волковым) и, наконец, педагогика аутотренинга, в которой, к сожалению, пока главенствуют благодаря примитивизму телевидения полушарлатаны от науки.

Базарный все время в поиске. Любопытно было бы узнать, как он рассматривает проблему алогизма современной предметной системы обучения. Ведь его технологии легко вписывались бы в новую систему образования человека, интегрирующую знания, эмоции и веру.

Владимир разумный,

академик, доктор философских наук

Статфакт

Естественная убыль населения страны вплотную приблизилась к одному миллиону человек в год.

Исследования показывают, что в России лишь 10 процентов выпускников школ могут считаться здоровыми. Половина имеет отклонения, 40 процентов – хроническую патологию.

Количество девушек, имеющих хронические болезни, увеличилось до 75 процентов. Такой низкий уровень здоровья носительниц генофонда представляет реальную угрозу для будущего нации.

Патология органов зрения у школьников – до 33 процентов; ведущее место занимает близорукость. За время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в 1,5-2, с аллергическими болезнями – в 3, с заболеваниями крови – в 2,5, с нервными болезнями – в 2 раза. За последние 10-15 лет у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Идеи спорные и бесспорные

онцепцию Базарного я бы сформулировала следующим образом: “Психический процесс осуществляется у детей не только корой головного мозга, но и всем мышечным тонусом, а необходимый детскому организму для психической деятельности уровень нейротонической активности обеспечивается в условиях моторной активности, телесной вертикали, зрительно-координационного тренинга”.

С гигиенических позиций эта концепция в основном верна, поскольку в ней интегрированы главные и давно разработанные в гигиене детей и подростков положения об ущербном влиянии на здоровье школьников существующей организации учебного процесса за счет доминирования в нем статического компонента на фоне психического и зрительного напряжения.

Для практического воплощения своей научной концепции Базарный разработал целый ряд оригинальных методов коррекции учебного процесса в школах (обучение за конторкой, изменение 1-2 раза в месяц расстановки учебных столов в классе, режим (2-3 раза за урок) перевода детей из положения сидя в положение стоя, введение в содержание физкультминуток на уроках упражнений, направленных на активизацию не только позных мышц (туловища, головы), но и глазных путем прослеживания зрительных стимулов и др.).

Большинство этих методов оформлены как рационализаторские предложения, имеют удостоверение на приоритет или удостоены различными поощрениями (например, медалью ВДНХ).

В то же время трудно согласиться с идеей наклонного способа обучения письму. Со времен Ф.Ф.Эрисмана гигиенисты считают наклонный способ письма главной причиной его неблагоприятного влияния на позу, осанку, зрение и координацию мышц кисти.

Некоторые термины, которые использует Базарный, излагая свою концепцию, кажутся спорными, а такие, например, как “истощающее развитие” или “позно-статическая поза”, просто безграмотны.

Профессор Базарный пишет: “Сохранение здоровья подрастающего поколения – это явление в первую очередь воспитательное, а не медицинское”.

Как с этим не согласиться? Среди выпускников современных школ почти не осталось здоровых подростков…

Наталия КУИНДЖИ,

доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН

“Он – социально опасный человек”

профессором Базарным я познакомился в 1992 году в стенах Мособлсовета. Потом мы, депутаты из комиссии по образованию и охране здоровья, побывали в Красноярском крае, где Владимир Филиппович вел тогда свои исследования. Увиденное так нас потрясло, что мы решили пригласить Базарного работать к себе. Верилось, что у нас больше возможностей для превращения эксперимента в серьезную государственную политику воспитания здоровых граждан России.

На первых порах нам удалось многое. Прежде всего мы защитили Владимира Филипповича от осторожно-прохладного отношения официальных педагогических структур, включив научно-внедренческую лабораторию В.Ф.Базарного в структуру администрации Московской области. Шаг, согласитесь, неординарный. В последующем был проведен целый цикл педагогических семинаров, и ситуация сложилась почти взрывная. Сколько родителей и учителей задались вопросами: “Что делаем?”, “Что происходит с нашими детьми в школе?” Методологии В.Ф.Базарного не только дают ответы на эти вопросы, но учат, как выйти из этого состояния. Главная заслуга Базарного как ученого состоит в том, что он видит человека в цельности, в совокупности, развивая свое дело сразу в двух невообразимо сложных направлениях: от частного к общему и наоборот.

Я не стану раскрывать суть методологии – это удел специалистов. Хотя для меня как врача крайне важны не только результаты получаемого здоровья детей от внедрения методологии В.Ф.Базарного (а они впечатляющи), но и то, какими функциональными методами они достигаются. Методики признаны нашими учеными и гигиенистами. Вопрос в другом: почему дело Базарного второй десяток лет находится в режиме эксперимента? В Отечестве нашем при всем плюрализме и многообразии идей отсутствует идеология здоровья человека, здоровья нации.

Еще одна проблема: официальные педагогические структуры – городские, областные отделы образования и само министерство крепко-накрепко связаны с прежней (или нынешней, уж не знаешь как и назвать) системой воспитания и образования, не желающей что-либо менять.

Слабо слышится и голос медиков. Школьная гигиена в большинстве школ не присутствует – не выгодно. Союза педагогов и медиков, следовательно, не существует.

Вот почему, зная проблемы, связанные с внедрением методологии В.Ф.Базарного, я прихожу к выводу, что сам Владимир Филиппович становится социально “опасным” человеком. Он будоражит ленивых и зачиновленных людей. Он побуждает к мысли и ответственности за поступки. Он заставляет действовать. У многих от встречи с Базарным вырабатывается чрезмерно много адреналина, а это опасно для здоровья и так нездоровых людей в России.

В последние годы все чаще к профессору приезжают гости из зарубежья. Из дальнего. Ему предлагают уникальные условия для труда и для жизни. Базарный отказывается: “Как я уеду? Как можно улучшать состояние здоровья японцев или итальянцев, если Россия в беде?”

Действительно, как?

Эдуард Яковлев,

врач, путешественник

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте