search
main
0

Обратная связь

12 лет – это максимум

Как важно при решении вопроса о 12-летке избежать старых ошибок! Вспомним о шестилетках. А ведь сейчас задача сложнее вдвойне, ибо предстоит не только увеличить срок обучения, но и начать раньше учить детей.

И снова, как и прежде, мы не добьемся успеха, если на перестроим не только содержание и срок обучения, но и всю систему.

Учить детей необходимо не с шести лет, а с первых дней рождения (уже активно развивается и эмбриональная педагогика). Обучение должно максимально способствовать разностороннему развитию ребенка.

Основываясь на законах развития высших психических функций человека, Л.С.Выготский сформулировал гипотезу о двух уровнях развития (актуального и зону ближайшего развития). Он утверждал, что только правильно организованное обучение побуждает и приводит в движение внутренние процессы развития.

Не отрицая влияния наследственности, можно смело утверждать, что пока все неудачи в образовании связаны с неправильной организацией обучения. Ученым, педагогам, психологам, медикам нужно полнее разработать и дать рекомендации, когда, чему и как следует учить начиная с первых дней жизни. Сразу снимутся, пожалуй, все вопросы, связанные с перегрузкой и ухудшением здоровья детей. Ведь по мере роста ребенка будут изменяться как содержание, так и формы его обучения. Развивающее обучение позволит значительно быстрее и в большем объеме усваивать учебный материал.

При переходе на 12-летнее обучение следует решить и другой не менее важный вопрос – обучать каждого ученика с учетом его актуального уровня развития и зоны ближайшего развития. Сегодня все дети учатся в одном темпе, и, несмотря на дифференциацию и индивидуализацию, большую часть изучаемого материала все должны усвоить за одно и то же время. Мы ошибочно ставим равенство между возрастом и уровнем психического развития учащихся. Вот и опять определены рамки с 6,5 до 19 лет.

Пусть 12 лет будет максимальным сроком обучения. Но в этих временных рамках нужно создать условия для того, чтобы ребенок заканчивал обучение тогда, когда полностью изучит предлагаемый объем материала. Структура обучения должна не навязываться “сверху” (например, 4+6+2), а устанавливаться учителями, родителями в зависимости от уровня развития ребенка, его желания учиться и, конечно, состояния здоровья.

Одни закончат школу через 10 лет, другим потребуется 10,5, третьим – 11 лет.

И это новое обучение не должно быть похоже на современный экстернат, когда ребенок вынужден перескакивать сразу на один год вперед либо на глупое второгодничество, когда, наоборот, на один год останавливают развитие ученика.

В настоящее время имеется очень много разумных предложений по организации такого обучения. Нужно только их систематизировать и с учетом новых открытий рекомендовать к использованию в учебно-воспитательном процессе будущих двенадцатилетних общеобразовательных школ.

Очень важно, чтобы изменение сроков, форм, содержания обучения в школе проходило одновременно с изменениями в правилах приема в высшие учебные заведения, а также с совершенствованием системы обучения в них.

Государство должно сделать доступным обучение в высших учебных заведениях для всех учеников, выполнивших успешно программу 12-летней школы. Доступность бесплатного обучения в государственном вузе для каждого ученика необходимо сочетать со строгим контролем за качественным выполнением программы подготовки по будущей профессии.

В новой школе нужно отойти от требования обязательного выполнения какого-либо объема учебного материала всеми учениками.

Стремление ко всеобщему среднему образованию не принесло большой пользы, как не приносит пользы сегодня обязательное неполное среднее образование.

Мое мнение: без решения всех перечисленных проблем проводить очередную реформу не только бессмысленно, но и преступно.

В.ПАРФЕНОВ,

директор школы #6, заслуженный учитель

Бугульма,

Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте