Вы можете воздействовать на власть
Газеты и телевидение сегодня называют четвертой властью. В общем смысле власть – это способность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей при помощи какого-либо средства: воли, авторитета, законов…
Единственное наше средство – это публикации, единственная цель публикаций критических – помочь людям в решении той или иной проблемы. Как реагируют сегодня на критику власти на местах? Читают ли “Учительскую газету” – газету специфическую, профессиональную? Стремятся ли отреагировать на наши выступления быстро и всерьез? Это решил выяснить корреспондент “УГ”, взяв произвольно маленькое критическое письмо. Под названием “Обвал” оно было опубликовано 11 мая нынешнего года.
Директор Комсомольской средней школы (Брединский район Челябинской области) Лениза Губайдуллина писала: “Несколько лет назад мы перешли заниматься в новое здание. Но радовались недолго. Видимо, строители очень спешили и сдали школу с недоделками. Все время приходилось заниматься ремонтом. Года три назад здание просело в центре. Детей, конечно, вывели. И стоит теперь наша страдалица, покосившаяся, с пустыми глазницами окон. А мы занимаемся во временном помещении… Обращались к районным и областным властям. Приедут, поахают и… уедут”.
Типичное письмо, не правда ли? Такое “среднестатистически-критическое”. Но для нас оно, как и всякое другое, – особое. Главная наша заповедь: за каждым подобным обращением в газету – люди, их боль или беда. Вот почему мы отправили вырезку из газеты и свое сопроводительное письмо, подписанное первым заместителем главного редактора, в Челябинскую областную администрацию на имя губернатора Петра Сумина, а затем и я сама отправилась в Челябинск.
Внимательно изучив редакционное удостоверение, работница канцелярии улыбнулась:
– Мы тоже получаем много писем, адресованных непосредственно в администрацию. Люди пишут про зарплату, про трудную жизнь, рассказывают о других проблемах. Нет ни одного письма, которое мы оставили бы без внимания. Все они вначале поступают к нам. Если на конверте стоит фамилия Сумина как получателя, то прежде всего письмо читает помощник губернатора. На стол Петра Ивановича попадает только наиболее серьезная критика – та, что требует именно губернаторского вмешательства. Сейчас компьютер нам поможет узнать, какова судьба вашего письма.
…Несколько секунд – и в моих руках оказывается бланк, на котором четко сказано, когда наше письмо пришло в Челябинск, каково его краткое содержание, кто читал, кому поручено разобраться в сути обращения и дать ответ в газету.
Я узнала, что газетную вырезку с письмом директора школы Л. Губайдуллиной Петр Сумин прочитал сам и ответственным исполнителем назначил своего заместителя по социальным вопросам Андрея Косилова.
Андрей Николаевич тоже внимательно ознакомился с письмом и привлек к рассмотрению вопроса начальника главного управления строительства администрации области Юрия Серова, начальника управления образования Сергея Репина и главу администрации Брединского района, на чьей территории находится поселок Комсомольский с разрушающейся школой, Якова Греся.
Вскоре после этого Андрей Косилов выехал в Брединский район, где два представителя власти среди прочих решали и вопрос со школой. Тогда и выяснилось, что она была построена в соответствии с проектом, разработанным институтом “Агропромпроект”. В 1997 году сам институт провел обследование технического состояния конструкций школы и отметил, что основной причиной, вызвавшей аварийное состояние здания, стало строительство плотины на территории поселка. Когда оно закончилось, уровень грунтовых вод значительно поднялся, и сегодня они находятся на глубине всего лишь одного метра от поверхности земли. Воды затопили школьный подвал, сильно переувлажнили грунт у основания здания, и его механические характеристики резко снизились. А поскольку несущие способности основания значительно ослабли, фундамент школы осел, причем неравномерно. Школа попала в аварийное состояние.
“Агропромпроект” рекомендовал провести работы по усилению конструкций здания. Это потребовало средств, которых у поселка и даже района не оказалось. Работы не были выполнены. Единственное, что сделали власти, это закрыли аварийную школу и пристроили ребятишек в другое помещение.
– Пристроили не так уж плохо, – заметил потом в разговоре со мной Яков Гресь, – нынче летом покрасили и привели в порядок музыкальную школу, где теперь и будет находиться школа общеобразовательная. А на капитальное строительство новой областная программа предусмотрела средства в сумме 600 тысяч рублей.
– Я, конечно, не строитель, но мне кажется – это совсем небольшие деньги. Разве не так?
– Так, – согласился Яков Федорович. – Этих денег хватит на разборку конструкций здания школы.
– Разберут и… Будет пустое место?
– Раньше 2000 года, – заметил заместитель губернатора области Андрей Косилов, – строительство новой школы не может быть начато: возможности областного бюджета ограниченны.
– На что, интересно, они потрачены?
– На что? – повторил, слегка обидевшись, Андрей Николаевич. – В одном только Брединском районе сегодня строится три школы! В селах области с этого года 34 автобуса будут развозить ребятишек по школам! Многие сельские школы получат новенькие компьютерные классы… еще перечислять?
– Не надо. Убедили, что селу вы уделяете внимание. Особая любовь?
– А как же! Читаю вот “Учительскую газету”, – усмехнулся Косилов – и вижу, как много делают другие. И сам не хочу отставать.
– Вы шутите! Действительно читаете? Может быть, вы бывший учитель?
– Читаю, хотя и не учитель. Правда, не все, а только те статьи, где речь идет о социальной защите.
– Можете что-нибудь посоветовать журналистам газеты?
– К сожалению, вы не пишете о проблемах эксплуатации школьных зданий, например, а они поглощают из бюджета много средств.
– Учтем ваши замечания.
– Прослежу. “Учительская газета” – всегда на моем столе.
…Я покидала Челябинскую областную администрацию с хорошим чувством. Через законы власть может воздействовать на деятельность и поведение людей. Но и люди могут воздействовать на власть. Через газету. И мы рады, что можем помогать им в этом.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Челябинск
Комментарии