Досье
29 страхов на одного
Мишка, смуглый, верткий мальчишка, сплошь из острых углов, крепко вцепился в стул, напрягся, будто пришел на прием к стоматологу, а не в Центр психологической помощи. По всему было видно, он очень волновался, беседуя с улыбчивой молодой женщиной. Как-то сложится его судьба, парню уже 12 исполнилось, а он закончил только первый класс.
– Сынок у меня неплохой, – всхлипывает Татьяна Михайловна, мама, нервно прижимая к груди смятый пакет с документами. – Учиться начинал, как все. Почерк у него такой красивый был. Как-то вижу (я работала тогда уборщицей – подъезды мыла), возвращается мой Мишка в неурочное время – куртка нараспашку, без шапки – из школы выгнали за плохое поведение. И пошло-поехало. Раз учительнице нагрубил, потом – другой. В общем, отправили нас справку принести, что, мол, не опасен Мишка для окружающих. Без справки, сказали, в школу не являться.
Пошли мы в соответствующее заведение, а там как на грех – карантин. Потом у меня умер муж, пропал старший сын. Не до школы стало. Да и обезденежели вконец из-за этих несчастий, тетради не на что было купить. Писала я прошлым летом письмо в мэрию, чтобы помогли. К новому году выделили 500 рублей, спасибо.
Сейчас меня отправили в отпуск, сказали, будут сокращать, подрабатываю у китайцев на овощебазе. Платят немного – 30 рублей в день, но на еду хватает.
Мишка учиться хочет, стыдно, все ребята во дворе в школу ходят, а он чем хуже?! У нас и учебники есть за второй класс, почти новые…
Свидетелем этой житейской истории, а вернее сказать драмы, мне довелось стать в одном из уютных кабинетов городского Центра психологической помощи. Он существует уже шесть лет. И с каждым годом все больше и больше родителей приходят сюда со своими трудными детьми, а значит, с проблемами, переживаниями, отчаянием.
В центре, где, к слову, вся работа ведется бесплатно, – их выслушают, поймут и главное – помогут. Здесь работают специалисты высшей категории, среди них ведущий дефектолог Людмила Авшарова, педагог-психолог Лидия Гладкова и другие. Каждый из них – имеет профессиональный стаж, который исчисляется десятилетием и больше. Иначе нельзя, слишком дорога цена ошибки – искалеченное детство, сломанная взрослая жизнь.
Досье
Сегодня во Владивостоке 364 второгодника. Но лишь половина из них вновь сели за школьную парту. В результате проверки, устроенной городскими учителями, на свет Божий извлекли еще 132 ребенка, которые вообще нигде не учатся.
– Взрослые изначально настроены на успех ребенка, – говорит Татьяна Ростовская, директор центра, психолог, специалист высшей категории. – Если у него что-то не ладится в детском саду, мы объясняем это “малолетством”, нежеланием, капризом. Но вот наш малыш подрастает и отправляется в первый класс. И здесь уже неуспех становится чем-то неприличным, постыдным.
Ребенок не справляется с домашним заданием, вертится или, наоборот, спит на уроках, туго соображает. Его начинают ругать, стыдить и в школе, и дома. Ребенок в страхе и растерянности. Он сам не понимает, почему он такой. К слову, дети испытывают страх значительно чаще, чем мы, взрослые. В современной психологии выделяются 29 страхов, которые терзают ребячьи души от рождения до 14-15 лет.
Увы, мы не научили детей задавать вопросы, и сами не научились отвечать на них. На невежество и жесткие требования взрослых у ребенка срабатывает одна из психологических защит – он начинает рядиться в маску шута. Ему так проще. Но пройдет совсем немного времени, и кого мы увидим – сломленную личность, пораженного неврозом маленького человечка, замкнутого, излишне агрессивного или, наоборот, заторможенного?
К нам нередко обращаются родители старшеклассников. К сожалению, детям уже практически нельзя помочь – упущено время. Известно, воспитывать можно до 12 лет, и то на собственном примере, а после начинается самовоспитание. Наш центр как раз и создан для того, чтобы помочь таким детям, определив в первую очередь оптимальные условия для их обучения. Для этих целей существуют коррекционные классы. В них не больше 12 человек, помимо учителя, с детьми работают психолог, логопед. Глубоко заблуждаются те, кто относит такие классы к разряду “ущербных”, “дефективных”. В школе ? 14, например, родителям настолько понравилась эта система, что они очень хотели бы сохранить коррекционный класс до выпуска. Увы, пока такой практики нет.
Тем не менее городская образовательная политика в этом направлении становится все более заметной. Только в этом году во Владивостоке открылись 13 новых коррекционных классов, а всего их там – 33. Успешный опыт такой помощи детям уже имеется в 21, 14, 25, 71-й школах.
Рекомендация обучения в коррекционно-развивающем классе, которую дает центр, имеет “законную” силу только при согласии родителей. В конечном счете выбор остается за ними.
Досье
Из 6352 детей, родившихся во Владивостоке в 1991 году, 903 ребенка попали в “группу риска” по состоянию здоровья. У нынешних первоклассников, а их в 1992 году родилось почти на тысячу меньше, чем в предыдущем, в “группе риска” оказались уже 1085 детей. Из них 240 нуждаются в коррекционном обучении.
…Два года назад во Владивостоке был создан психолого-медико-педагогический комплекс “Коррекция”. Как раз для таких, как Мишка, о котором мы рассказали в начале материала.
Тамара КАЛИБЕРОВА
Приговор обжалованию не подлежит?
Как подстроенная “спонсором” провокация привела директора на скамью подсудимых
И нынешней демократической России правды, а тем более объективного отношения к себе, простому человеку добиться практически невозможно. Если на вас кто-то указал перстом, то беспредел будет полным: от местных властей и вплоть до самых верхов. По крайней мере в редакции “Учительской газеты” складывается мнение, что обвинение Лазуткина Виктора Михайловича, педагога с безупречной репутацией, орденоносца, человека 68 лет от роду, было сознательно организовано и умело поддержано местными органами прокуратуры и судом. (Смотри “УГ”, ? 32, “Как баксы директора съели”). У областных властей осужденный Лазуткин справедливости не нашел, хотя проявленные по отношению к нему факты вопиющего беззакония заметил бы любой юрист, если бы захотел.
Куда оставалось идти оболганному, униженному педагогу? Он пришел к нам – в редакцию. И тогда вместе с журналистом Светланой Царегородцевой мы выехали в подмосковный Зарайск. Целую страницу выделила газета рассказу о трагическом повороте судьбы в жизни ветерана педагогического труда, который почти 25 лет был директором Зарайского педагогического училища, ныне переименованного в УПК. Данная публикация была послана нами в Верховный суд Российской Федерации. Несколько ранее и сам Виктор Михайлович обратился туда же, потому что до сих пор не может поверить в реальность происходящего, а также тому, что его приговорили решением суда не только к штрафу, но и к лишению права в течение 5 лет занимать определенную должность.
Первым ответ из Верховного суда получил Виктор Михайлович. Заместитель председателя Кассационной палаты В.Кочин однозначно встал на защиту своих провинциальных коллег. Уж не знаю, сам ли готовил он ответ или подписал то, что ему представили подчиненные, но, судя по имеющимся в нем фразам, есть основания подозревать: а не занимается ли сам В.Кочин подтасовкой фактов?
Вот, в частности, что он самолично указывает в своем ответе на имя Лазуткина: “В указанный день она (Наволочная) получила в присутствии понятых в милиции 1000 долларов США и диктофон и пришла к вам в кабинет, где состоялся разговор о том, поступит ли Малахова в училище и есть ли приказ о ее зачислении”.
Интересно, а читал ли сам высокопоставленный представитель надзорной инстанции протокол судебного заседания от 11 марта 1999 года по данному уголовному делу? Если бы читал, то, наверное, не написал того, что мы процитировали. Потому что в этом протоколе на вопрос прокурора Зарайского городского суда свидетель Наволочная заявила следующее: “4 августа я привезла эти деньги. Деньги принадлежат лично мне”.
Но деньги-то она получила в милиции. Если В.Кочин настаивает на своей версии ответа, то налицо провокация в отношении Виктора Михайловича Лазуткина. И тогда выходит, что он находится в прямом сговоре с теми лицами, которые довели Лазуткина до скамьи подсудимых.
Также весьма странно звучит еще одна фраза из ответа В.Кочина заявителю В.Лазуткину: “Ваша версия об имевшей место провокации в отношении вас в судебном заседании была всесторонне проверена и в приговоре получила соответствующую оценку”.
Что скрывается под этими витиеватыми словами, если в деле отсутствует потерпевший, которого суд так и не обнаружил? Получается, что на основании показаний свидетеля гражданки Наволочной, которая судом не была признана потерпевшей, Лазуткин был осужден.
Также в ответе В.Кочин выставляет свидетеля Наволочную кристально честным человеком. Но Зарайский суд не принял во внимание, что трехсторонний договор, представленный Наволочной, – подделка. Заведующая детским садом ? 14 г.Озеры Московской области, депутат Озерского районного совета А.Кононова, являвшаяся будто бы одной из сторон при подписании трехстороннего договора, обратилась к Зарайскому городскому прокурору С.Сысоеву с заявлением о подложности этого документа: “Ни я как заведующая, ни мой заместитель такого договора не подписывали и не ставили печать нашего учреждения. В то же время на бланке договора под моей фамилией стоит чья-то подпись и печать нашего детского сада. В связи с этим просим вас разобраться с этим фактом и выяснить, кто встал на путь подлога и с какой целью”.
Ответ на свое заявление А.А.Кононова не получила, во время судебного заседания данный факт судом не был рассмотрен, хотя заявительница конкретно указала вопиющие факты подлога.
Как можно доверять свидетелю Наволочной, которая в обоснование своей позиции представляет подложные документы и делает это в суде?
А теперь обратимся к ответу, который дал редакции “Учительской газеты” судья Верховного суда Российской Федерации Г.Иванов, реагируя на публикацию. Высокопоставленный судейский чиновник утверждает следующее: “Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену приговора, по делу не допущено. Приговор является законным и обоснованным”. После подобного утверждения возникает вопрос: а читал ли господин Г.Иванов статью?
Напоминаем некоторые вопросы, на которые редакция так и не получила ответа: почему судья Горина рассматривала дело единолично? Как правило, дело о взятках рассматривается судом коллегиально. Судья Горина так умудрилась построить судебное заседание, что потерпевших выявить не удалось. А если не удалось выявить потерпевших, то кому же тогда своими действиями Лазуткин нанес ущерб? Откуда у гражданки Наволочной взялся поддельный трехсторонний договор? Почему суд так и не выяснил факта получения денег Лазуткиным с целью личного присвоения и обогащения? А где сами вещественные доказательства – 1000 долларов? В деле – только ксерокопии долларов, а это прямое несоответствие статье 83 УПК Российской Федерации. И наконец, вызывает недоумение почему осужденному назначено два наказания: в виде штрафа и дополнительно – право занимать должность? Таким образом, нарушено конституционное право Лазуткина заниматься профессиональной деятельностью.
Если очень внимательно изучить материалы дела, быть объективным и беспристрастным, а не придерживаться корпоративной солидарности, то действия Лазуткина, исходя из части I статьи 290 УК РФ, нельзя квалифицировать как получение взятки. Скорее всего, имела место служебная халатность: при получении спонсорской помощи одновременно нужно было пригласить бухгалтера или кассира.
Редакция надеется, что Верховный суд Российской Федерации не ограничится отпиской, как это сделал Г.Иванов, а даст обоснованные разъяснения по каждому поставленному редакцией вопросу.
Как нам стало известно, Верховный суд затребовал выслать дело по обвинению В.Лазуткина для проверки в порядке надзора. Редакция по-прежнему полагает, что оснований для принесения протеста в порядке надзора предостаточно.
Виктор Михайлович очень верит, что справедливость все-таки восторжествует. Человек, чей возраст приближается к 70-летию, очень хочет остаток своей жизни провести без клейма “осужденный”. Старый учитель ждет. Ждем и мы…
Игорь НЕХАМЕС,
член Международного союза (содружества) адвокатов;
отдел социальных проблем “УГ”
Комментарии