Выпускной вечер, состоявшийся в средней школе №1 Тахтамукайского района, стал поистине незабываемым культурно-развлекательным мероприятием для виновников торжества и приглашенных гостей. Долгожданный праздник вернее будет назвать ошеломляюще-познавательным, нежели торжественно-веселым.
Его совершенно невообразимой кульминацией стала речь одной из выпускниц, медалистки Рузанны Туко, которая со сцены вместо благодарственных слов педагогическому коллективу и слезного, как обычно бывает в таких случаях, прощания со своими любимыми друзьями по парте поведала присутствовавшим историю о незаслуженной золотой медали, которую вручили однокласснице.Услышанное особенно привлекло внимание любознательных и благодарных слушателей тем фактом, что мама обвиняемой школьницы Светлана Паранюк являлась председателем местного роно.Дело, как понятно было изначально, получило широкую огласку и осуждение местной общественности. Замять не удалось даже «сильным мира сего», поскольку зоркий глаз и всеслышащее ухо народа ежеминутно были на страже правосудия. В итоге следственных мероприятий «мама из благополучной семьи» Светлана Паранюк оказалась уволенной, а ее дочь вынуждена была добровольно сдать драгоценную медаль. Поскольку закрутившуюся машину расследования остановить не представлялось возможным, то на поверхность всплыли и другие совсем не радостные и далеко не лицеприятные факты. На поверку оказалось, что результаты ЕГЭ Заиры (экс-медалистки) отнюдь не блещут высокими баллами: по математике у нее 33 балла, по обществознанию – 56, по русскому языку – 69. Согласитесь, что подобные результаты совершенно не соответствуют рейтингу выпускницы среднего общеобразовательного учреждения, претендующей на золотую медаль.Любимчики не прокатятХочу заметить, какой бы критике ни подвергался измученный нападками ЕГЭ, одного результата благодаря его вмешательству удалось достичь – «любимчики и крутые теперь не прокатят», как и сыновья и дочери высокопоставленных лиц. Более того, именно ЕГЭ в данной ситуации выступил в роли разоблачителя, независимого, незаинтересованного судьи. Сведущему в педагогике читателю понятно: если бы это был просто экзамен в традиционной форме, то нестыковка в оценке аттестата и оценке за экзамен решилась бы полюбовно, на месте происшествия. А незаконное присутствие председателя роно не квалифицировалось бы как недопустимое явление в педагогическом процессе.В подтверждение моих слов хочу поделиться показательной историей, рассказанной мне знакомой школьной учительницей. Когда для получения медали учитывались оценки не только за последние два года, у одной из претенденток на медаль на каком-то этапе обучения проскочила нежелательная и портящая всю идеально написанную картину отметка. В результате… согласно распоряжению администрации школы, которой в свою очередь поступила команда свыше, рядовым сотрудникам педагогического коллектива пришлось переписывать весь классный журнал ЦЕЛИКОМ! Согласитесь, нескучное занятие, главное – высокоинтеллектуальное. Из опыта «боевых действий» нам всем известно, что первые годы учебы мы работаем на получение нужных нам оценок и над созданием благоприятного имиджа, в дальнейшем эти два показателя активно работают на нас. Учатся на «отлично», особенно в старших классах, как правило, те, к кому прочно приклеился образ отличника, хотя обозначенная категория ученика совершенно не обязательно соответствует реальным знаниям школьника. Долгосрочные ярлыкиТе учащиеся, за которыми следует образ лентяя, а иногда и просто неудобного ученика, могут делать все что угодно для изгнания этого штампа и убеждения педагогов в противоположном отношении к себе. Однако вряд ли у них получится стать положительными героями в многолетней сатирической драме под названием «Будни и праздники современной российской школы».Необъективность и предвзятость в отношении учителя к ученикам, к сожалению, не являются исключением из правил. Они повсеместны, к ним участники образовательного процесса привыкли, и зачастую они всем кажутся нормой, хотя и неуместной в стенах учебного заведения. Педагогам, к сожалению, проще навесить долгосрочный или бессрочный ярлык (не имеет значения, положительный он или негативный), нежели постоянно и планомерно пересматривать свои взгляды, которые имеют способность менять отношение к кому-либо или чему-либо. Не менее досаден и тот факт, что подобные ярлыки сохраняются за их обладателями и после окончания учебного заведения. И после этого вовсе не удивительной становится ситуация, когда «скандальные» родители начинают подвергать сомнению все, пусть даже справедливые (!), отметки своего чада.Ничего нового я не сообщила в своем изложении, в школе практически каждый сталкивался с подобной несправедливостью и может привести массу подтверждающих примеров из личных жизненных ситуаций или наблюдений. Впрочем, многие учителя также периодически сталкиваются с подобной несправедливостью, так как достаточно часто можно услышать в СМИ, в соцсетях искреннее расстройство педагогов, повествующих с чувством о том, что директор или завуч в их школе поощряет различными стимулирующими выплатами, премиями своих любимчиков, а неугодных распекает на педсоветах так, что руки опускаются. Ничего это не напоминает?Я часто вспоминаю и рассказываю своим приятелям историю из своей собственной жизни. В тот год, когда я сама сдавала ЕГЭ, все (абсолютно все) экзаменационные варианты ЕГЭ по абсолютно всем школьным предметам какой-то озабоченный всеобщей успеваемостью доброжелатель «слил» в Интернет.Бесспорно, в тот момент при таких непредвиденных обстоятельствах необходимо было принимать кардинальное решение. Соответственно проводить новый экзамен, чтобы хоть как-то спасти лицо педагогической администрации. Произошло предсказуемое – не последовало ровным счетом никакого возмущения со стороны педагогической общественности, которая неустанно в социальных сетях, на родительских собраниях, конференциях и педагогических чтениях пропагандирует и отстаивает следующие обязательные условия эффективной деятельности учителя:- право на честную двойку; – возвращение среднего балла аттестата при поступлении в вуз; – возрождение второгодничества. Ну чем вам не требования Великой французской революции?! Парижская коммуна просто «плачет от зависти», изучая «прогрессивные» социально-экономические требования наших «передовых деятелей педагогического звена общества».Интересно узнать у представителей этой революционно настроенной интеллигенции: господа, почему бы вам не направить свою безудержную инициативу в другое, благодатное, русло и не начать отстаивать права учителей и школьников на честный экзамен, честную двойку для двоечников, честную пятерку для умников и умниц?На мой взгляд среднестатистического учителя, от внедрения озвученных требований современная школа только выиграет и поднимет свой рейтинг и среди учеников, и в среде родителей, и у нашего населения в целом.На сегодняшний день не до конца защищенный от вбросов ЕГЭ играет на руку фиктивным школьным стобалльникам, которые обеспечивают высокий рейтинг образовательному учреждению. Как много нынешняя неотрегулированная экзаменационная система породила лжемедалистов со знаниями на 40-50 баллов ЕГЭ или вовсе с результатами, лишь ненамного превышающими минимально допустимый порог!Не у дел остаются порядочные школьники, кто пишет экзамен честно. Складывается парадоксальная ситуация – школа сама «рисует» пятерки в аттестате, раздает медали, а затем рапортует наверх, как много она выпустила медалистов и в какие престижные вузы поступили ее выпускники. Поступки школьников, подобные конфликту в средней школе №1 Тахтамукайского района, объяснимы. Подростки еще не успели зачерстветь сердцем, их глубоко возмущает цинизм нашей обыденной жизни. Они в своем возрасте очень категоричны и бескомпромиссны, порой не утруждают себя выбором тактичных выражений при разговоре со старшими.Подрастающее поколение выступает против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, мириться с несправедливостью и молчать, наблюдая за бесправными действиями уважаемых ими педагогов.Я не отношусь к той многочисленной толпе критиканов, которые способны исключительно на перечисление негативных явлений и констатацию фактов нарушения установленного законом порядка.Честности быть не может?Моя позиция – предлагать конструктивные решения по ликвидации существующих в образовании проблем. Я уверена, данная ситуация, как и любая другая, поддается решению, которое наверняка не всех педагогов приведет в восторг.Тем не менее для интересующихся лиц я хочу озвучить (выразить на бумаге) свои предложения:- во-первых, привязать медаль к ЕГЭ; если хоть один медалист хоть один ЕГЭ сдал с результатом менее чем 75 баллов, следует провести в школе тотальную проверку, а самого медалиста, конечно, лишить медали. В ходе проверки особое внимание необходимо уделять учебному процессу. Проверочную комиссию должны заинтересовать школы с большим количеством медалистов, но при этом с низкими показателями по классам в целом. Необходимо проверять результаты диагностических работ; школе снижать рейтинг в случае выявления подобных нарушений; – во-вторых, рейтинг школы должен определяться не только по медалистам и показателям ЕГЭ, но также по показателям наличия/отсутствия динамики невыпускных классов, с этой целью имеет смысл ввести ВПР по всем предметам ежегодно либо один раз в семестр; – в-третьих, систематически проверять текущие оценки претендентов на медаль в режиме реального времени, благо при наличии электронных журналов это возможно;- в-четвертых, для претендентов на медаль проводить специальное независимое тестирование по всем предметам школьной программы.Возвращаясь к Рузанне Туко, не могу не выказать свое уважение к беспрецедентному поступку девочки. Спровоцированный ею скандал показал, что даже на том маленьком островке, который пока что находится под влиянием школы, честности быть не может. Собственно, как не может при таком подходе к справедливости идти речь о доверии к школе со стороны родителей и школьников.Кредит доверия, к сожалению, оказался исчерпанным.Дарья СМИРНОВА, студентка, Москва
Комментарии