Для каждого из нас учителя – это неотъемлемая часть детства, взросления и становления. Учась в школе, немногие дети задаются вопросом, каково это – работать учителем. Да и вообще, будучи детьми, мы не осознаем, что быть учителем – это работа, труд. Только с течением времени, в старшей школе, ко мне пришло осознание того, что каждый из моих учителей – это живой человек со своими проблемами, вообще с иной жизнью вне школы.
Когда я размышляла над профессией учителя как таковой, мне не давали покоя подобные мысли: «Наверняка многие из них (учителей) замужем и у них есть свои дети. Иногда они болеют, возможно, имеют вредные привычки и определенно имеют личные увлечения, не связанные с работой… Но как же так вообще получилось, что они постоянно с нами, каждый день, из года в год, и как будто бы даже ни разу не отлучались по срочным личным делам, которые бывают у любого человека? Что думают родные и близкие учителей о том, что их жизнь – это во многом школа и воспитанники, а не дом и семья? Что заставляет их жить и трудиться во благо других людей, общества в целом? Неужели им никогда не хотелось все бросить и пожить для себя?»Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, мне пришлось самой стать учителем и вернуться в свою родную школу, встав «по ту сторону баррикад». Безусловно, придя в школу в качестве педагога, я попала в несколько иной «организм» – современные стандарты российского образования, ценности общества, ориентация на общемировые достижения образовательного процесса и многое другое не могло не повлиять на жизнь школы.Став коллегой для многих моих же учителей, которых никакие административные преобразования или новые, непривычные способы работы не заставили покинуть стены родной школы, я поняла, что учительство – это не сфера деятельности, а образ жизни; рабочее время педагога – это не физическое присутствие на работе, а образ мышления, постоянная духовная связь с учениками, непрерывный анализ своей профессиональной деятельности. Я убедилась, что выдающиеся педагоги не разделяют свою жизнь на рабочее и свободное время или профессиональные обязанности и личную жизнь. И самое парадоксальное в этом то, что для каждого педагога жить так, отдавая себя без временных рамок, – это добровольный и осознанный выбор. Ведь для того чтобы стать успешным педагогом и эффективно осуществлять образовательную и воспитательную деятельность, недостаточно просто проводить уроки и проверять домашние задания. Необходимо найти подход и достучаться до каждого ученика, получить его доверие, стать примером поведения и нравственного воспитания. По-настоящему преданный, страстный педагог живет успехами и неудачами своих учеников, нередко переживая и искренне радуясь за них так же, как за самого себя или своих детей. В качестве завершения хотелось бы сказать, что я бесконечно благодарна своим учителям именно за то, что сейчас я так ясно понимаю цели и вижу ориентиры своей профессиональной деятельности. Я чувствую, куда мне стоит двигаться и к чему стремиться, чтобы стать хорошим учителем. Я понимаю, что отдавать свое время, отдавать себя, ничего не прося в ответ, – это выбор сильных, благородных людей.Елизавета ФЕДОТОВА, выпускница школы-интерната №16, учитель английского языка школы «ШИК 16», молодой специалист
Комментарии