«Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!» – написал Владимир Маяковский в стихотворении «Юбилейное». Долгое время витраж с этими строками украшал парадную стену на первом этаже. Потом витраж убрали, изменилось время, а вечное противостояние живого и мертвого в педагогике, в воспитании, в музейной работе осталось. И сейчас мне кажется особо актуальным.
Почему? Потому что в эпоху пандемии особенно тянешься к живому, настоящему, искреннему. Но вопрос о том, не является ли работа школьного музея, который существует в нашей школе уже 55 лет, мертвой или умирающей, волнует меня уже давно. И дело не в том, насколько современно оборудована экспозиция, и даже не в том, участвуете ли в конкурсе «Школьный музей. Новые возможности». Дело в другом, об этом я и хочу написать.
Вот уже 55 лет каждый четверг мы собираемся на совет музея в 8 утра и в любую погоду. По нескольку человек от каждого класса – с 5‑го по 11‑й – садимся за круглый стол, десятиклассники могут оказаться рядом с пятиклассниками. Приходим обсудить наши дела, поговорить о новых поступлениях, послушать рассказы о писателях-юбилярах, почитать стихи.
Я не буду обобщать многолетний опыт, а расскажу лишь о том, что мы успели в этом году после возобновления работы в новых условиях. Кстати, весь прошлый год ребята тосковали без заседаний, поэтому были просто счастливы снова их проводить. В этом году из юбиляров, конечно же, говорили о Ф.М.Достоевском и Н.А.Некрасове, и в этом нет ничего нарочитого и искусственного: Некрасова большинство поэтов Серебряного века считали своим любимым, а о внутренней связи Маяковского и Достоевского писал Николай Асеев (его статью нашли одиннадцатиклассники, когда готовили очередное заседание совета музея). Конечно, наши юные маяковцы почти ничего не знают о Достоевском, а Некрасов для них – автор «Деда Мазая и зайцев». Но когда о них говорят не учителя, а старшие ребята, писатели будто становятся ближе. Слушаем сообщение о Достоевском, и вдруг озарение от пятиклассника Васи:
– А я «Мальчика у Христа на елке» знаю! Мы дома читали, я даже плакал.
И мы потом с учителями литературы договорились, и все пятые и шестые классы нашего корпуса читали эту книгу на уроке в день рождения Федора Михайловича, и некоторые тоже плакали. Мне кажется, это жизнь. Этого не было в плане, но это подарил нам ребенок.
В этом году мне представляется особенно важным вернуть в музейную жизнь именно младших, учеников 5, 6, 7‑х классов. И нам это удается, с трудом, потихоньку, но удается. Расскажу еще об одном интересном деле для наших шестиклассников. Но сначала немного истории. Когда-то давно были в нашей школе заседания клуба «СОВА» (спрашивайте – отвечаем – все – абсолютно), мы встречались с известными людьми, в том числе писателями, задавали им вопросы. Потом появился проект «Читательская среда»… Интересно, что разные люди, возглавлявшие нашу школу в разное время, одинаково понимали, что значит живое слово писателя для ребенка. Наверное, нам повезло! Последней перед самым уходом на самоизоляцию стала встреча с удивительной Аделией Амраевой, автором книг «Я хочу жить» и «Футбольное поле». Восторг детей, мой личный восторг. И вот перерыв полтора года. И в сентябре я знакомлюсь (спасибо директору Государственного музея В.В.Маяковского А.В.Лобову за это знакомство!) с удивительной женщиной – художницей, педагогом, писательницей Ольгой Ивановной Нерсесовой. Она дарит нашему музею более 200 детских иллюстраций к произведениям Маяковского с выставки 1980 года и свою книгу «Другое детство». В 1941 году ей было 3 года. Конечно, мы начали работу с этой книгой: читали сами, потом с шестиклассниками на уроках. Книга небольшая, рассказы короткие. Со страхом звоню Ольге Ивановне: вдруг откажет, вдруг что-то случилось за эти три месяца со дня встречи. Но на том конце бодрый голос:
– Приеду, привезу книжки.
Волнуемся: как поведут себя наши шестиклассники? Вдруг им будет скучно? Но как только закончился рассказ и прозвучали слова «Есть ли вопросы?», их словно прорвало:
– А как вы ехали в корзине мотоцикла? А вам было страшно? А вы видели фашистов? А какие вы любите книжки?
Но когда ребята увидели настоящую (конечно, обезвреженную) зажигательную бомбу, они были потрясены: держать в руках живое свидетельство истории, артефакт, который словно перенес их в прошлое… И новая волна вопросов. А после встречи фотографировались, еще задавали вопросы про кошку и про здоровье, про новую книгу и про семью. А шестиклассник Паша откуда-то из портфеля достал… пулеметную ленту! Оказывается, он специально принес ее в школу, чтобы показать Ольге Ивановне! И это тоже жизнь. Та самая нить, та связь поколений, которая не прервется. Не просто мероприятие, а живая встреча с живым свидетелем истории.
И уж если заговорила о патриотическом воспитании, не могу не сказать о нашей экспозиции «Писатели и поэты, погибшие в Великой Отечественной войне», в ней 18 стендов, 28 имен. Экспозиция на 4‑м этаже открывается мемориальной доской с именами московских писателей и поэтов, погибших на фронтах (83 фамилии). На стендах очень много стихов, в их подборе есть тенденция выразить то, что шло от Маяковского и было свойственно этим поэтам: гражданственность, патриотизм, готовность умереть за Родину. Регулярно мы проводим экскурсии по этой части нашего музея. Их ведут ученики. Сейчас рабочая группа – это 9‑й класс, к ней подтягивается 8‑й. Автор путеводителя по этой экспозиции – наша выпускница 2018 года. До этого вели экскурсии по разрозненным записям. И это тоже очень живое дело: кто-то взрослеет, уходит из школы, но ему обязательно вырастает смена, а память о его делах остается. И наши фонды пополняются новыми материалами. В этом году в связи с 80‑летием битвы под Москвой открыли выставку «Писательская рота». В музее у нас есть стенды, посвященные Самуилу Росину, Михаилу Гершензону и другим литераторам, входившим в состав этого уникального, не предусмотренного никакими уставами воинского подразделения. Но вот как некую целостность мы ее не рассматривали. «Писательская рота» входила в состав 1‑го батальона 22‑го стрелкового полка 8‑й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы, которая была сформирована в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) №10 от 4 июля 1941 года «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». «Сутулые, почти все очкарики, белобилетники, освобожденные от воинской повинности по состоянию здоровья или по возрасту…» – так написала о них очевидец событий Марина Цветаева. Знаете, почему-то одиннадцатиклассников именно этот факт зацепил, что они были известны, могли вообще не воевать, а пошли… Сделали выставку, провели по ней экскурсии. Будем думать об оформлении постоянной витрины и включать рассказ о писательской роте в нашу экскурсию.
Конечно, нам очень не хватает технического оснащения, чтобы подойти к экрану, все увидеть на нем, чтобы были подсветка, системы хранения и многое другое. Но я все-таки думаю, что наш музей – живой организм, потому что работать в нем интересно, потому что в нем мы учимся слушать и слышать, сопереживать и сочувствовать, реализовывать себя и видеть мир вокруг.
И последнее, о чем хочу рассказать. В этот сложный период самоизоляции мы открыли для себя онлайн-формат, не просто онлайн-заседания совета или участие в онлайн-конкурсах. Нет, «органически и ненасильственно» слились в единое целое два самых важных для меня направления воспитательной работы – музейное воспитание и волонтерство. Мы провели онлайн-встречи с ребятами из Одоевского ПНИ, с которыми дружим уже более 10 лет. Из фондов музея мы провели сеанс видеосвязи, рассказали о том, кем был Маяковский, почитали стихи, показали самый ценный наш экспонат – чемодан поэта. Да, сложно рассказывать особым детям о сложном поэте, да еще и через экран. Но мы справились, связующая нить не прервалась, и теперь наши волонтеры, уже выпускники, регулярно проводят такие встречи.
Мне кажется, я ответила на вопрос, который задаю сама себе. Жив ли наш музей? Да, жив, работает. На месте чемодан, по-прежнему пополняются фонды музея. Но главное – жив дух сотворчества и сотрудничества, заложенный основателем музея – педагогом-гуманистом, поэтом, фронтовиком, моим учителем Семеном Рувимовичем Богуславским.
Галина ЗЫКОВА, учитель русского языка и литературы Школы имени В.В.Маяковского
Комментарии