В связи с обострением эпидемиологической ситуации осенью этого года в ряде регионов Российской Федерации для школьников были введены дополнительные каникулы. Странно, но все почему-то ухватились за слово «каникулы», упустив из виду то, что они вполне могут быть вынужденной мерой. Более того, на местах учителям было строго запрещено проводить консультации с учащимися не только очно, но и дистанционно, в том числе давать им дополнительные задания через Интернет. Видимо, кто-то решил, что коронавирус передается уже и через провода. И главное – это же каникулы! А значит, никакой учебы! Хотя даже в советское время обычный каникулярный период считался временем как для отдыха, так и для самообразования обучающихся и педагогов. Так прямо и говорили: «Это не пустое времяпрепровождение, а смена вида деятельности».
2021 год… Максимум, что рекомендовалось учителям, – это выдать родителям ссылки на виртуальные площадки, такие как музеи, галереи, концерты, вузы с их днями открытых дверей, и т. д. Подразумевалось, что ученик будет сидеть дома, читать книги, самостоятельно находить в Сети образовательные ресурсы, словом, культурно расти и развиваться. Понравилась цитата одного из руководителей: «Учиться и посещать виртуальные площадки на каникулах – это только рекомендации, это только по желанию учащегося! Если он не хочет, то… не хочет».
Интересно было бы сравнить процент тех, кто хочет, и других, кому оно до лампочки. Закрадываются сомнения в том, что первых будет намного больше.
Вы бы поверили, например, в то, что современный ребенок, находясь дома один, неделю будет по 5 часов в день сидеть за компьютером, слушая различные обучающие семинары и лекции? Я нет. Скорее всего, он за компьютером будет просто сидеть, и хорошо, если в обычной социальной сети или в играх. А если нет? А что, если ему надоест и он пойдет на улицу, где очень велика вероятность встреч с друзьями, знакомыми и т. д.? Опять же чем он займется на улице в отсутствие культмассовых мероприятий для детей? Всем чем угодно, лишь бы было нескучно и интересно.
Можно предположить, что ФГОС победил, наши ученики уже научились учиться и совершенно спокойно могут и будут обучаться самостоятельно. Но мы же понимаем, что это из области мифологии. Единицы – будут, десятки – нет. Во время дополнительных каникул, возвращаясь из школы, в парках, скверах и торговых павильонах я встречал намного больше учащихся, чем в обычный учебный день.
ФГОС здесь ни при чем, он был лишь буквально понят теми, кто следит за образовательной средой строго по идеальным показателям, отраженным в нем. Коронавирус же скорректировал образовательный процесс и его сроки, разорвал (в условиях дополнительных каникул) обязательную для ФГОС связь между учителем и учеником.
Вообще многим учителям и родителям ситуация в последние три года напоминала какой-то жуткий эксперимент: сначала запрет на школьные праздники, потом отмена целого ряда государственных экзаменов и сроков пересдачи, перенос на неопределенный срок выпускных. После этого дистанционное обучение, и вот дополнительные каникулы, когда даже по телефону или по Сети учителю и ученику нельзя общаться…
Также было объявлено, что школы, а соответственно, и весь педагогический коллектив работают в штатном режиме. Хм. Какой штатный режим может быть в отсутствие учеников? Вы видели, что это такое? Это перепроверка уже проверенной до начала учебного года документации, совещания о «целях» и «перспективах», «направлениях деятельности образовательного учреждения»… опять же утвержденных еще на первых педсоветах. В одной поговорке есть точное определение данного процесса: «Из пустого в порожнее». Вот только, увы, как чай из стакана в стакан не переливай, его количество не увеличится, слаще он тоже не станет. А вот то, что остынет, – факт.
Как без предварительной подготовки, без адаптации можно за первое полугодие учебного года перепробовать три совершенно разные формы обучения, надеясь при этом на положительную динамику? Воистину, нужно быть идеалистом. Ведь это не просто смена вида деятельности, которая действительно уменьшает риски для здоровья обучающихся и повышает их мотивацию, это то, что уже не заинтересовывает, а пугает своим совершенно непредсказуемым финалом. И это видно по вопросам будущих выпускников: «А экзамены как будут проводиться? А их не отменят? А ничего в них не поменяется? А как мы будем сдавать? А что мы там будем делать?»
Как должен ободрить детей учитель, если честным ответом является «я и сам не знаю»? Будем готовиться и работать. Наверное, так.
Во всем виноват коронавирус? Нет, во всем виноваты мы, оказавшиеся неподготовленными ни морально, ни технически к его появлению и потому сующие свои и детские головы в любую подвернувшуюся лазейку с вечным «авось получится». А так нельзя. Потому что сразу не получится. Сразу больно.
Поэтому именно сейчас мы должны понять и проанализировать результаты того, что произошло, оценить свой потенциал и возможности ребят, сопоставить что есть с тем, что должно быть, реальность с идеалом. А главное – понять, в каком же месте у нас тонко и почему там рвется.
Александр ЦЫГАНОВ, учитель русского языка и литературы ульяновской школы №55 с изучением культур народов Поволжья, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019
Комментарии