search
main
0

Оборудование есть, но какова эффективность его использования?

Проблема оснащенности школ необходимыми современными техническими средствами обучения на протяжении долгого времени остается в поле повышенного внимания со стороны профессионального сообщества и родительской общественности.

П​роцесс перехода образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, напрямую связанный с внедрением в образовательный процесс инновационных технологий, требующих серьезной технической оснащенности школ, сделал возможным выделение дополнительного финансирования, позволившего кардинально изменить состояние материально-технической базы образовательных учреждений.За 2011 год в рамках реализации перехода начальной школы на ФГОС НОО в 170 ОУ ЮЗАО был поставлен 191 комплект оборудования для обучающихся 1-х классов и в 155 ОУ ЮЗАО поставлено 296 комплектов оборудования для учителей 1-х классов на общую сумму 13745050 руб.; 262 образовательных учреждения, подведомственных ЮЗОУО, получили компьютерную технику, что позволило оснастить 6348 рабочих мест; точки доступа к локально-вычислительной сети проведены в 113 образовательных учреждениях (в общей сложности 4358 портов), для решения задач повышения качества обучения, информационной безопасности учреждения, оптимизации внутришкольного документооборота в школьных образовательных учреждениях был установлен 191 сервер.В 2012 году Юго-Западное окружное управление образования выделило средства на приобретение оборудования (288730000 руб.) и на приобретение оборудования для реализации перехода на ФГОС НОО, ФГОС ООО (164302240 рублей).Поставки компьютерной и мультимедийной техники (429 млн 51 тыс. 652 руб.) были такими:    Интегрированная интерактивная система SMART Board 680iv – 5 шт. (544499 руб.) на сумму 2 млн 722 тыс. руб.    Программно-технический комплекс тип 1 – ГК 6401/12-1184 (графический планшет, интерактивная доска, моноблок, МФУ) – 88 комплектов (642581 руб. ) на сумму 56 млн 547 тыс. руб.    Программно-технические комплексы (комплекты из 20 ноутбуков) – 69 комплектов (548464 руб.) на сумму 37 млн 844 тыс. руб.    Интерактивные доски с персональными ноутбуками (10 досок и 10 ноутбуков в комплекте) – 112 комплектов (1411197 руб.) на сумму 158 млн 54 тыс. руб.    Комплекты компьютерного оборудования для обучающихся – 203 комплекта (762227 руб. 26 коп.) на сумму 154 млн 732 тыс. 133 руб.    Комплекты компьютерного оборудования для учителя – 443 комплекта (43232 руб. 1 коп.) на сумму 19 млн 151 тыс. 788 руб.К этому нужно добавить проведенные в 2012 году торги на поставку учебного оборудования в кабинеты старшей школы на сумму 140 млн рублей.В ближайшей перспективе планируются поставки современного оснащения для 198 предметных кабинетов:- Кабинет русского языка и литературы – 16.- Кабинет математики – 17.- Кабинет истории – 9.- Кабинет географии – 15.- Кабинет искусства – 5.- Кабинет психомоторной коррекции – 13.- Кабинет ОБЖ – 25.- Кабинет фитнеса – 3.- Кабинет физики: базовый – 45, расширенный – 3.- Кабинет химии: базовый – 16, расширенный – 3.- Кабинет биологии: базовый – 13, расширенный – 3.- Кабинет технологии: обслуживающий труд – 3, технический труд – 9.Приведенный мною далеко не полный список позволяет подчеркнуть особое внимание, которое уделяет Правительство Москвы совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений. Однако само по себе современное и дорогостоящее оборудование, поставляемое в школы, не может гарантировать тех инновационных результатов, которых ожидают от учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в рамках перехода на стандарты нового поколения. Не оно и конечная цель модернизации российского образования. Совершенно очевидно, что современные технические средства обучения должны стать одним из механизмов, задействованных школой для создания инновационной образовательной среды, в рамках которой принципиально изменившаяся материально-техническая база школы станет лишь одним из средств достижения ключевой цели – формирования новой школы, способной отвечать новым требованиям, предъявляемым обществом к образованию. Ориентированность школы на инновационные результаты как следствие выполнения тех задач, которые ставит перед нами новый образовательный стандарт, предполагает опору на ключевую фигуру образовательного процесса – учителя, так как именно учитель, грамотно и творчески использующий возможности новых технологий, может дать очевидные инновационные результаты. В настоящее время все еще сохраняются риски недопонимания педагогами той роли, которая отводится инновационным технологиям в сфере материального оснащения образовательного процесса. Отстаивая право придерживаться классической схемы ведения урока, выстраиваемой без использования возможностей новейших средств обучения, учитель лишает учащихся возможности получать помимо предметных знаний и умений, которые он умеет и может передать, еще и метапредметные, то есть те знания и умения, что позволят ребенку быть адаптированным, социально и профессионально успешным в современном быстро меняющемся обществе. Помимо этого учителю, стремящемуся стать для своих учеников авторитетной фигурой, необходимо помимо систематического повышения уровня своей профессиональной компетентности постоянно совершенствовать знания в области высоких технологий, которые, как правило, находятся в фокусе пристального внимания современных подростков, что позволит избежать психологической пропасти, часто возникающей между обучающимися и учителем, придерживающимся консервативных методов организации урочной деятельности. Естественно, что такой технологический барьер негативно отражается на образовательных результатах учеников. Примером эффективного использования инновационного оборудования, отвечающего ключевым задачам федерального образовательного стандарта нового поколения, могут служить те возможности, которые появились у учителей начальной школы в связи с оснащением образовательных учреждений мобильными компьютерными классами, позволившими им осуществлять эффективную интеграцию различных дисциплин с занятиями по информатике и существенно повысить свой собственный уровень владения компьютером. Развивающие компьютерные программы, использование которых сопутствует достижению образовательных задач изучаемого предмета, не только позволяют добиться дополнительной объемности восприятия ребенком учебного материала, но и формируют ключевые навыки работы с компьютером. Отвечая основным принципам деятельностного подхода в обучении, использование на уроке компьютера помогает ребенку научиться обрабатывать и классифицировать различную информацию. Помимо этого использование компьютера в контексте образовательной деятельности помогает решить еще одну серьезную проблему, остро стоящую как перед родителями, так и перед школой, в значительной мере берущей на себя воспитывающую функцию. При отсутствии должного контроля родителей многие дети с раннего возраста привыкают воспринимать компьютер исключительно как источник игр, злоупотребление которыми зачастую приводит к серьезным негативным, а в некоторых случаях даже трагическим последствиям. Повышенная утомляемость, асоциальность, немотивированная агрессия становятся печальным следствием формирования так называемого комплекса геймера у ребенка, испытывающего психологическую зависимость от компьютерных игр. Использование на уроке в начальной школе компьютера учит ребенка воспринимать его прежде всего как источник знаний, формирует дополнительный навык работы с электронно-вычислительной техникой. В рамках реализации перехода образовательных учреждений на ФГОС ООО была решена еще одна серьезная проблема – оснащение школ современным учебным оборудованием для предметов гуманитарного и естественно-научного профилей. Устранение проблемы оснащения классов, создающей неблагоприятный фон для создания инновационной среды в образовательном учреждении, потребовало серьезной работы как со стороны школ, так и со стороны ЮЗОУО. На основании проведенного мониторинга были сформированы 198 заявок на оснащение 11 кабинетов учебным оборудованием, необходимым для внедрения новых технологий в учебно-воспитательный процесс. Особую ценность для учителей, преподающих предметы естественно-научного цикла, представляет возможность использования в ходе урока оснащения, которое позволяет наглядно демонстрировать обучающимся способы практического применения изучаемого материала при помощи современных устройств, используемых в рамках научных исследований в профессиональных лабораториях. В частности, непосредственное вовлечение обучающихся в рамках деятельностного подхода в процесс проведения различного рода опытов, безусловно, способно повысить статус изучаемых дисциплин в глазах детей. Особенно интересен опыт, связанный с «Курчатовским проектом», предполагающим формирование системы непрерывного естественно-математического образования в столичном регионе, реализация которого началась с нового 2012-2013 учебного года. Использование инновационного оборудования, предназначенного для исследований, проводимых непосредственно Курчатовским институтом, позволит участникам реально осуществить требования ФГОС по формированию универсальных учебных действий в ходе учебной деятельности по естественно-математическим предметам и достичь интегративно-модульного конвергентного освоения содержания образования в начальной и основной школе. Опираясь на естественное детское любопытство и пытливость, ориентируясь на коммуникацию и сотрудничество в формировании проектно-исследовательской формы учебной деятельности, участники «Курчатовского проекта» осваивают навыки наблюдения и эксперимента, измерения, фиксации в цифровой форме, наглядного представления данных, генерации моделей, алгоритмов.Андрей ЗИНИН, директор гимназии №1507, учитель русского языка и литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте