Владимир Николаевич ГАЛЬЦОВ в 1966 году попал в 64-е профтехучилище по семейным обстоятельствам. Семья заместителя директора одной из красногорских школ получила комнату и поменяла ее на жилье в подмосковных Химках. В школе Владимир Николаевич был заместителем директора по производственному обучению, пару лет поездил из Химок в Красногорск. В 64-м ПТУ появилось вакантное место заместителя директора, на которое Гальцова пригласили. Он год побыл в заместителях, а потом стал директором. С тех пор прошло больше 30 лет, так что получается, с училищем у Владимира Николаевича связана вся жизнь.
«Не надоело директорствовать?» – осторожно интересуюсь я у Гальцова. И он честно отвечает: «Всякое бывает!». Я пристаю с вопросами дальше: «А в связи с переводом ПТУ на региональный уровень проблем прибавилось?» И следует тут же, скажу прямо, довольно неожиданный ответ: «А нас, слава богу, передали Московской области почти тридцать лет назад, когда я только-только стал директором. Так что никаких проблем с реформой у нас нет!».
Ну на нет, как говорится, и суда нет. Передали ПТУ № 64 еще в те времена, когда принято было сразу отдавать и ставки, и финансирование, и фонды, и прочее, что столь необходимо каждому образовательному учреждению для нормального существования. Здание, принадлежащее области, правда, у училища в оперативном управлении, но это ему не мешает по-прежнему готовить рабочие кадры для Химок.
Изначально училище выпускало фрезеровщиков, токарей, автослесарей, электромонтеров для промышленного оборудования, электросварщиков для мощных химкинских предприятий, которые работали на оборонку и космос. Базовыми предприятиями были НПО им. Лавочкина – теперь НПО «Энергомаш», и КБ «Факел». Их училище считает базовыми и сейчас, хотя отношения стали иными. Изменения, по мнению Гальцова, объективны: предприятия живут не лучше училищ. А последние подстраиваются под обстоятельства и требования жизни. Постепенно фрезеровщиков и токарей объединили в одну специальность – станочник широкого профиля, потому как развитие системы профобразования пошло по схеме укрупнения специальностей. Ушла подготовка слесарей-инструментальщиков. Сварщиков, электромонтеров и автослесарей училище продолжает выпускать.
Базовые предприятия принимают учащихся на практику, выпускников приглашают на работу, только живут они бедно и хорошую зарплату молодым рабочим предложить не могут. Конкуренцию им составляют мелкие фирмы, специализирующиеся на выпуске сантехнических деталей другой продукции, куда станочники и электрики идут намного охотнее: зарплата там приличная. Только если кто-то проявит недюжинный оптимизм после прохождения практики, то на базовом предприятии появляется новый рабочий. Иногда заказы делает город – как-то приглашали на работу электромонтеров в троллейбусное хозяйство, специалистов в теплосети, но это единичные случаи. В близлежащей Москве работа для ребят, конечно же, есть, но многих отпугивают транспортные трудности. Кроме того, большинство парней сразу после окончания училища призывают в армию, так что возможностей для маневра по трудоустройству у выпускников не так уж и много.
За подготовку кадров не платят училищу ни предприятия, ни фирмы. Приходится жить на бюджетные средства да за счет небольшой аренды. С 1991 года появился у училища арендатор: он дает 36 тысяч рублей из своей прибыли ежемесячно и время от времени делает заказ на изготовление деталей и слесарно-монтажного инструмента. Эти деньги Гальцов тратит на хозяйственные нужды, доплачивает мастерам.
Проблема, на которую Гальцов все же пожаловался, – это кадровая. Мастера – в основном ветераны, новые не приходят, потому что зарплата мала. Выходят из положения за счет совмещения групп. Только это и удерживает.
Дискуссия о том, что среднее образование в ПТУ давать не нужно, дошла и до 64-го: решил коллектив набрать на обучение профессии слесаря-инструментальщика выпускников 11-х классов. Идея с треском провалилась, в прошлом учебном году еще были желающие, а в нынешнем не нашлось – выпускнику школы сейчас проще поступить в вуз, чем в ПТУ. Тем более что вузов и вузовских филиалов в Химках полно. Они дают отсрочки от призыва в армию, а поступление на работу после окончания ПТУ такой отсрочки не дает. Вот молодые люди и выбирают то, что проще. Хотя в отличие от училища легкое поступление в вуз гарантии трудоустройства потом не дает. Но статус профучилища менее привлекателен, чем статус вуза.
Перспективы сотрудничества с фирмами Гальцов постоянно обсуждает, но пока ничего из этого не выходит. Предприятия когда-то работали в условиях военно-промышленного комплекса и получали столько денег, сколько хотели. Теперь же они не могут дать молодым больше того, что имеют сами. Своих рабочих увольняют, но все равно штат считается избыточным для того объема работы, который выполняют предприятия. Поэтому, когда случаются крупные заказы, начинается паника – предприятия просят прислать на помощь кадровым рабочим учащихся-практикантов.
Кадровую ситуацию это, ясное дело, никоим образом не улучшает. Конечно, училище могло бы перепрофилировать подготовку рабочих, но прогноз свидетельствует о грядущем увеличении спроса на станочников, поэтому, исходя из государственных интересов, перепрофилирование невозможно. Пока предприятия выходят из ситуации самым банальным образом – завозят кадры из СНГ и российских регионов, не думая о своем будущем. Выходит, о будущем предприятий думает только училище.
Химки, Московская область
Комментарии