search
main
0

Обойдемся пряниками. ​Записки Виктора Болотова

За все годы, что присутствую на заседаниях коллегии Министерства образования и науки, впервые услышал, как это высокое собрание разразилось… громким свистом. Именно так участники встречи отреагировали на предложение члена Совета Федерации Александра Волкова вернуть обязательное распределение выпускников вузов.

Надо сказать, что идея эта всплывает то тут, то там, наверное, с тех самых пор, как стало очевидно, что выпускники педагогических, медицинских и, вот парадокс, сельскохозяйственных вузов не спешат в село по завершении учебы, а стараются всеми правдами и неправдами закрепиться в городе. Но решить кадровый голод в сельской местности таким вот «палочным» способом невозможно уже хотя бы потому, что для этого придется менять Конституцию, в которой ясно сказано,  что любой гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе. То есть  принудить человека отрабатывать образование, оплаченное из средств государственного бюджета, значит, нарушить Конституцию. Кроме того, даже в советские времена, когда за неукоснительным исполнением закона об обязательном распределении следили и прокуратура, и комсомол, и партия, существовали проверенные способы его обойти: фиктивные браки, фальшивые медицинские справки были обычным делом. Сам я заканчивал учебу с красным дипломом, и было понятно, что остаюсь в университете, но и 90 процентов моих однокурсников в итоге устроились работать ровно туда, куда хотели. По распределению уехали всего несколько человек. Одним словом, кнут в этом вопросе не помощник. Он лишь породит очередную волну коррупции. Надо искать и находить пряники, что, к счастью, прекрасно понимают руководители многих регионов, принимающие целевые программы поддержки молодых специалистов, отправляющихся работать в сельскую местность. Конечно, нужны и приличные подъемные, и благоустроенное жилье, и возможность получать субсидии и выгодные кредиты. Но помимо финансового благополучия существует еще и вопрос социального комфорта. Ведь зачастую молодой учитель, сталкивающийся на первых порах с массой профессиональных трудностей, даже не знает, куда кинуться за помощью. Опытным коллегам часто не до него, да и забыли они уже, как сами начинали. Поэтому хвала тем регионам, где создается пространство для общения молодых педагогов – виртуальное в течение года, а на каникулах – живое, очное, в виде конференций, мастер-классов, слетов, педагогических десантов и лагерей. Это непростая организационная работа, которая требует сил, времени, дополнительных средств, но, господа, если мы задумали решить кадровую проблему сельской школы, к этому надо быть готовым. Чтобы молодой человек захотел остаться на новом месте, ему нужны и теплый дом, и полноценная, насыщенная жизнь, наполненная общением, а не драконовскими законами.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте