search
main
0

Обойдемся без социальной катастрофы . Так решили в Кантемировском

В Воронежской области решили отказаться от ученико-часа – показателя, на котором строится расчет учительской зарплаты по модельной методике НСОТ. Для этого провели предварительную подготовку – эксперимент в одном отдельно взятом районе. Первопроходцем оказался самый южный, приграничный с Ростовской областью и Украиной Кантемировский район: около 40 тысяч жителей, 60 населенных пунктов, две трети населения проживают в сельской местности. Я попросила рассказать об итогах эксперимента руководителя районного отдела по образованию Юрия ГОРБАНЕВА.

– Юрий Викторович, известно, что в этом году не предусмотрено бюджетного увеличения заработной платы работников образования. Насколько возможно в таких условиях реализовать систему материального стимулирования?

– Учитель надеется не только на общественное признание его труда, но и на соответствующее увеличение заработной платы, особенно в Год учителя. Значит, от нас требуется не разочаровать его в этой надежде и при этом выполнить условия выделенного годового лимита бюджетных ассигнований. Учитывая финансовые возможности муниципального бюджета, отдел по образованию взял на себя ответственность повысить на 10 процентов среднюю заработную плату учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей детских садов. При этом в обязательном порядке предусматривается сохранение учителям 30-процентных выплат стимулирующего характера материальной помощи из фонда социальных выплат, а также 20-30-процентных дополнительных выплат молодым специалистам. В решении этих задач нам помогает модельная методика НСОТ в сочетании с апробацией штатно-окладной модели на основе профессионально-квалификационных групп и коэффициента сложности работы учреждения.

– Расскажите более подробно об эксперименте, который с начала года проводится в вашем районе.

– Первым моментом, на который мы обратили особое внимание, стало совершенствование нормативных документов по НСОТ. Создали рабочую группу, на заседаниях которой довольно часто использовалась методика мозгового штурма. После анализа действующих муниципальных нормативных документов стали понятны проблемы дальнейшего использования модельной методики. Несоответствие отмечено прежде всего в отсутствии профессионально-квалификационных групп, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений…».

Второе, что повсеместно вызывало волнения среди педагогов, – это зависимость оплаты труда учителя от числа учеников с использованием расчетов по ученико-часу. Поэтому в итоге возникла объективная необходимость не только приведения в соответствие с федеральными требованиями нормативных документов муниципального уровня, но и поиска вариативной методики, отвечающей всем принципам нормативного подушевого финансирования и НСОТ.

Среди основных задач, которые нам предстояло решить, были дифференциация и увеличение заработной платы работников по профессионально-квалификационным группам, а также универсальность и простота используемой методики. На муниципальном уровне было принято Положение об оплате труда работников по профессионально-квалификационным группам не только в школах, но и в системе дошкольного и дополнительного образования. Также предусмотрены единые принципы системы оплаты труда в зависимости от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда.

Перед началом эксперимента с января 2009 года внесены изменения в Порядок расчета фонда оплаты труда в соответствии с установленным объемом субвенции.

В ранее используемой модели при распределении фонда оплаты труда учителям определялось 70 процентов средств, прочим работникам – 30 процентов. В аналогичной пропорции производилось структурное разделение фонда оплаты труда учителей на базовую (70%) и стимулирующую (30%) части.

Экспериментальная модель, используемая в Кантемировском районе с сентября 2009 года, имеет структурное разделение фонда оплаты труда профессионально-квалификационных групп, исходя из должностного оклада и выплат компенсационного характера (базовая часть), и определение 30-процентной доли выплат стимулирующего характера от должностного оклада.

Кроме этого, экспериментальная модель позволяет регулировать суммированную численность учителей к численности учеников (1/10) и соотношение суммированной численности прочего персонала (53 процента от штатной численности учителей) для максимальной эффективности расходования бюджетных средств.

– Знаю, что в области и сейчас еще продолжается оптимизация образовательной сети и штатных расписаний школ. Говорят, это тоже должно способствовать экономии бюджета. Но очень часто подобные мероприятия вызывают споры и недовольство среди учителей…

– В целом с января по сентябрь 2009 года в общеобразовательных учреждениях оптимизировано 445 штатных единиц работников. Кому-то со стороны это может показаться «социальной катастрофой» образования района: ведь сокращен 41 процент штатных единиц, из них 23 процента учителей! Но речь-то идет не о сокращении работников, а именно о сокращении штатных единиц. Ведь до проведения мероприятий по оптимизации для 439 учителей было предусмотрено 519 штатных единиц.

Для снижения учебной нагрузки учеников не только в начальных классах, но и на второй ступени обучения была введена пятидневная учебная неделя, которая позволила высвободить более тридцати штатных единиц учителей. Оптимизация классов-комплектов, проведение совмещенных уроков в начальной школе, в объединенных малочисленных классах на второй ступени по физкультуре, музыке, на уроках изобразительного искусства и трудового обучения также уменьшили штатную численность педагогов.

Часть штатных должностей обслуживающего персонала была сокращена. До 80 процентов работников с их согласия перевели на неполный рабочий день. Выполнение необходимых функций и услуг в образовательных учреждениях восстановлено в пределах фонда оплаты труда выплатами за совмещение профессий и увеличение объема выполняемых работ.

Изменен принцип учета интенсивности труда учителей. Ранее он основывался на стоимости ученико-часов, что ставило оплату труда педагога в зависимость от количества часов, отработанных с определенным числом учеников.

В нашей модели ученико-час заменен коэффициентом сложности работы учреждения. Он определяется средней наполняемостью классов в целом в школе через соотношение фактической численности учеников к нормативному, рекомендуемому в городской и сельской местности по социальному нормативу в 25 человек, а для малокомплектных школ в сельской местности – 14 человек.

Проведенные мероприятия по оптимизации имели минимальные – до 3,5 процента социальные последствия для муниципальной системы образования.

– А как проводилась дифференциация оплаты труда различных категорий работников?

– В используемой ранее модельной методике были представлены четыре группы работников: учителя, административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный персонал и младший обслуживающий персонал.

Наша модель предполагает формирование профессионально-квалификационных групп с учетом сферы деятельности и на основе требований к профессиональной подготовке или уровню квалификации: административно-управленческого персонала, педагогических работников по четырем уровням (основной персонал), руководителей структурных подразделений по двум уровням, служащих, учебно-вспомогательного персонала и рабочих соответственно также по четырем уровням.

Минимальный базовый должностной оклад основного персонала формируется с учетом штатных единиц, повышающих коэффициентов за сложность выполняемой работы учреждения и условий труда. Основную и гарантированную часть заработной платы составляет должностной оклад, в который включены повышающие коэффициенты за уровень квалификации (образование и квалификационную категорию), звания, награды и особенность обучения по предметам. Выплаты компенсационного характера в основном производятся за совмещение должностей и увеличение объема выполняемых работ.

Должностной оклад руководителя составляет до трех размеров средней заработной платы работников основного персонала. Базовые должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей. Заработная плата руководителей структурных подразделений рассчитывается исходя из должностного оклада соответствующей профессионально-квалификационной группы с учетом условий оплаты труда и уровня квалификации.

Введены выплаты компенсационного характера директорам школ, имеющих структурные подразделения, например начальные школы, базовых школ и за сложность, учитывающую территориальную удаленность школы от районного центра.

– Юрий Викторович, с какими проблемами вам пришлось столкнуться в ходе реализации экспериментальной модели?

– Новая модель имеет положительный эффект по показателям эффективности деятельности органов местного самоуправления. Однако избежать полностью неэффективных расходов не удалось, поскольку в федеральной методике по расчетам численности работников по-прежнему используются статистические данные без применения статистических методов.

Следует отметить, что применение новой методики использования выплат компенсационного характера для учителей, заместителей директора, воспитателей, учителей-логопедов, работающих в городской местности и имеющих неполную рабочую нагрузку, недопустимо. Руководителям учреждений необходимо обеспечить правильность внесения записей в трудовые книжки работников. Это в дальнейшем позволит не допустить ошибок при исчислении трудового стажа учителям по выслуге лет или при достижении пенсионного возраста. А при прохождении аттестации в нормативных документах регионального уровня в качестве подтверждающих документов о занимаемой должности необходимо учитывать не только копии трудовых книжек, но и выписки из приказа о совмещении должности. Это исключит возможные проблемы для учителей, работающих, к примеру, в малокомплектных школах заместителями директора по учебно-воспитательной работе.

Кантемировский район, Воронежская область

Комментарий

Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области:

– С 1 января 2010 года учреждения образования области должны были перейти на новую систему оплаты труда. Для того чтобы минимизировать возможные риски, было решено предварительно в экспериментальном режиме отработать все нюансы. В предыдущие годы при массовом переходе всех школ региона на НСОТ было много проблем и трудностей, которых теперь мы решили избежать. Поэтому был выбран Кантемировский муниципалитет в качестве, скажем так, пилотного. В итоге сейчас мы уже имеем реальный опыт, который подтверждает, что да, действительно, прежнюю методику нужно и можно модернизировать. То есть это не догма, а инструмент, который нуждается в корректировке, с одной стороны, а с другой – может привести к реальному повышению заработной платы работников образования.

На примере Кантемировского муниципалитета мы убедились в том, что при разумных подходах, в том числе и к оптимизации штатного расписания, возможно достичь повышения заработной платы без дополнительного финансирования. Естественно, в определенных рамках – огромного повышения мы сделать не сможем, но положительный эффект есть. Появляется понимание у руководителей школ, что вот это их деньги, их бюджет, и если привести в соответствие штатное расписание, эффект можно увеличить. Соответственно улучшается и качество образования.

С 1 сентября мы будем грамотно, с учетом накопленного опыта переходить на единую методику оплаты. Делать ее прозрачной и понятной для всех, чтобы любой работник мог разобраться, сколько и за что он получает. Другими словами, с начала нового учебного года в области будет действовать модернизированная методика НСОТ, работающая на людей и на качество образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте