– Ой, какая у вас сумка тяжелая, Владимир Михайлович! Едем всего на четыре дня. – Да это не вещи – подарки питерцам, – улыбается зампред Московской городской организации профсоюза Владимир Юдин, руководитель делегации столичных молодых специалистов, направляющейся в Санкт-Петербург по приглашению коллег.
Главным событием визита москвичей в Северную столицу стал «круглый стол» во Дворце труда, где размещается Федерация профсоюзов города. Московских гостей и молодых учителей Петербурга приветствовал Владимир Кузнецов, председатель территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки. Он подчеркнул, что вопросы, связанные с закреплением молодых специалистов в отрасли, сегодня вышли на первый план. Образование необходимо «омолаживать», ведь в Петербурге (и это типичная картина) более 60 процентов работников имеют возраст 50 и более лет. О том, как решается эта проблема, рассказали представитель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Марина Малышева, заместитель председателя городского Совета по молодежной политике при теркоме профсоюза Юрий Кузьмин, а также их юные коллеги.
В Петербурге из 250 членов профсоюза 18 тысяч составляют молодые педагоги. В 2004 году в городе была принята целевая программа «Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга», рассчитанная на 2005-2006 годы. В частности, она устанавливает единовременную выплату молодым специалистам от 3800 до 11300 рублей. В 2005 году такие выплаты получили 135 учителей.
Материальная поддержка молодых педагогов предусмотрена и в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга. Это компенсация транспортных расходов (50% от стоимости проездного) в течение трех лет, единовременная выплата при первом поступлении на работу (три минимальных размера оплаты труда). Свои жилищные проблемы молодежь может решать в соответствии с законом «Жилье для работников бюджетной сферы».
Большое внимание в Петербурге уделяется профессиональному росту учителей. Так, 193 выпускника педагогических колледжей получают по ускоренной форме высшее образование в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Кроме того, в Санкт-Петербурге ежегодно проходит конкурс педагогических достижений, в котором есть номинация «Педагогические надежды» для молодых учителей со стажем до 5 лет. Ежегодно проводится церемония награждения молодежной премией Санкт-Петербурга. Она вручается жителям города в возрасте до 20 лет, среди награжденных есть и победители конкурса «Педагогические надежды».
Сейчас на стадии согласования находится проект городского закона об общем образовании. Комитет по образованию предлагает ввести в этот закон статьи, которые регулируют работу молодых специалистов. Они касаются законодательного закрепления единовременных выплат, компенсаций затрат на транспортные расходы, размера материального поощрения победителям и лауреатам конкурса педагогических достижений в номинации «Педагогические надежды». Предлагается прикрепить к каждому молодому специалисту наставника, предусмотреть включение некоторых из них в резерв на руководящую должность. Но самое главное – в этом законе Комитет по образованию и профсоюз стремятся закрепить статус молодого специалиста. Потому что пока ни один нормативный документ не может четко дать определение этого словосочетания.
Привлечению в образование молодых способствует педагогическая профориентация на базе 60 педагогических классов. Второй год проводится целевой набор в РГПУ им. Герцена, разработаны критерии для поступающих. С каждым «целевым» студентом заключается договор, по которому он обязуется отработать по окончании вуза не менее трех лет в образовательном учреждении города. Довольно много учителей в Петербурге не имеют специального педагогического образования. Восполнить пробелы помогают годичные курсы, на которых заняты преподаватели РГПУ им. Герцена и других вузов. После успешной сдачи экзаменов выдаются удостоверения, которые помогают молодому специалисту получить более высокую квалификационную категорию.
Вся эта многоплановая работа ведется образовательными ведомствами и учреждениями, научно-методическими центрами, властями города в сотрудничестве с профсоюзом. Год назад при территориальной организации по инициативе райкомов был создан Совет по молодежной политике. Его основная цель – содействие педагогам в адаптации, повышении квалификации и решении других многочисленных проблем. Совет координирует деятельность районных советов молодых учителей, в теркоме профсоюза и в ряде райкомов молодой специалист всегда может получить бесплатную юридическую консультацию.
Еще об одном направлении работы – досуговых мероприятиях – московские гости узнали от Андрея Богданцева из Балтийского района. «Зачем они нужны? – задался вопросом Андрей. – Ведь в принципе мы уже взрослые люди, у каждого своя жизнь, зачем нам кто-то организующий наш досуг? На самом деле это очень важно, потому что экскурсии, вечера, походы в театр и другие совместные мероприятия позволяют нам узнать друг друга, объединиться. На мой взгляд, неформальное общение дает больший эффект, чем официальные встречи. Одно из таких мероприятий – новогодний бал для молодых специалистов. Для того чтобы наши педагоги-девушки не скучали, мы приглашаем на бал курсантов военного училища. Единению способствуют и туристические слеты, и спортивные состязания. В результате 90 молодых специалистов нашего района стали командой единомышленников».
Из рассказа Светланы Шилиной, председателя молодежного совета Пушкинского района, москвичи узнали о встрече педагогов с губернатором Валентиной Матвиенко. Этой встрече предшествовало собрание энтузиастов, на котором был принят текст обращения к губернатору. В сентябре прошлого года Валентина Ивановна откликнулась на письмо, пригласила авторов к себе. Состоялся разговор о престиже профессии учителя в обществе, его социальной адаптации, карьерном росте, решении жилищных проблем и многом другом. Губернатор рассмотрела предложения членов совета, и ряд из них был реализован. Они касаются увеличения заработной платы, компенсации проезда молодым специалистам, ипотеки и других вопросов. Так, вице-губернатор Тарасов отдал распоряжение о том, чтобы ряд музеев обеспечил бесплатное посещение для молодых учителей. В некоторых театрах им предоставляется 50-процентная скидка на билеты. Разрешено бесплатное пользование услугами муниципальных библиотек и компьютерных классов. «При лоббировании дополнительных льгот мы, как правило, ссылаемся на опыт Москвы, и это дает хороший эффект», – отметил Владимир Кузнецов.
«Образец для подражания» – московская часть «круглого стола», представленная 23 молодыми педагогами во главе с Владимиром Юдиным и главным специалистом Департамента образования Татьяной Фирсовой, поведала о столичном опыте, которым так интересовались их питерские друзья. Впрочем, многое питерцы узнали во время поездки в Москву в 2005 году.
– Начну с того, – сказал председатель городского Совета молодых специалистов Павел Кузьмин, – что основу движения будущего всегда составляла молодежь. И понятно, что для всех сейчас особенно актуальна кадровая проблема, работа с молодыми специалистами. Нашему совету более шести лет. Началось движение в округах. У нас два помощника, два курирующих органа – Департамент образования Москвы и городской комитет профсоюза. В каждом из десяти административных округов столицы есть свой Совет молодых специалистов, управление образования и территориальная организация профсоюза. Без такого тройственного союза наша деятельность была бы невозможна. Важную роль играют методические центры, которые оказывают большую помощь молодым специалистам.
Работа совета строится по разным направлениям, одно из них – решение жилищных проблем, которые волнуют, как минимум, третью часть молодых учителей. Для ее решения в Москве действует программа, согласно которой молодым специалистам на пять лет предоставляется в субаренду жилье. При этом педагоги оплачивают коммунальные услуги и вносят небольшую арендную плату. Они могут жить в квартире, строить свою семью, а через пять лет имеют право продлить контракт еще на 10 лет. По истечении этого срока жильцы получают возможность выкупить квартиру не по рыночной, а по государственной цене. В этом году около двухсот специалистов уже получили квартиры на правах субарендаторов.
Важная проблема была озвучена на встрече – ранняя профориентация педагогов. Особенно активно она решается в Западном округе Москвы. Здесь существует 17 школ с 45 педагогическими классами. Их выпускники ориентируются на целевое поступление в один из педвузов – Московский городской педагогический университет, Психолого-педагогический университет и Гуманитарный институт. Выделяет места для целевого обучения и Московский государственный педагогический университет. С этими вузами есть договоренность о наборе по специальному конкурсу, который меньше, чем основной поток абитуриентов.
Совет молодых учителей вместе с окружным управлением образования проводит конкурс «Молодые – молодым». В нем есть номинация и для педагогических классов – «Я будущий учитель». Кроме того, совет организует встречи со школьниками, на которых ведется своего рода агитация будущих педагогов, опекает молодых учителей: устраивает выездные семинары по городам России, открытые уроки заслуженных учителей.
При Департаменте образования Москвы создан Центр наставничества. Существуют также курсы повышения первичной квалификации. Таким образом, педагог-наставник помогает молодым овладеть педагогическим опытом на практике, в школе, а теоретическая база дается на курсах разных уровней.
О структуре Совета молодых специалистов. Так, в совете Западного округа, где 13 муниципальных районов, состоит 18 человек. В каждом районе действует свой представитель совета, который организует вокруг себя молодых специалистов по школам. Это позволяет оперативно распространять информацию, устраивать различные мероприятия – как методические, так и досугового, спортивного характера.
В этом году для молодых педагогов Юго-Восточного округа столицы впервые был проведен конкурс «Проба пера». О нем участникам «круглого стола» рассказал Иван Аникеев. Молодежь не может на равных участвовать в основном смотре профессионального мастерства – конкурсе «Учитель года», потому и решили организовать для нее отдельное состязание, действительно, своего рода «проба пера». В состав жюри вошли члены молодежного совета, совета молодых директоров, опытные учителя. Конкурс поддержали и Управление образования, и окружная профсоюзная организация.
Коллеги могли бы говорить еще и еще, но подошло время деловой игры. Она проходила по таким темам: «Организация досуга и отдыха», «Мотивация профсоюзного членства среди молодежи», «Привлечение молодых специалистов к работе в профсоюзе», «Организация информационной работы». Игра была полезна и для гостей, и для хозяев. Так, питерцы, вошедшие в группу по мотивационной теме, жаловались на новичков, приходящих в школу, – не хотят вступать в профсоюз, денег им жалко. На это Вера Маслова из Северного округа Москвы заметила: у нас не возникает вопроса о вступлении в профсоюз. А затем ребята из этой группы дали предложения, как повысить уровень мотивации. Америку, честно скажем, они не открыли, но было приятно услышать из уст молодых о защите прав учителей, социальном партнерстве, коллективных кампаниях. И, конечно, об организованном досуге, дешевых профсоюзных кредитах, профсоюзных студенческих лагерях и так далее. Главное, по мнению, молодых учителей, чтобы педагоги осознали: если есть профсоюз, если мы вместе, то мы можем многого добиться, отстоять то, что невозможно в одиночку!
Общее мнение о встрече в питерском Дворце труда выразила заместитель председателя территориальной организации профсоюза Северо-Восточного округа Москвы Вера Иванникова:
– Обратите внимание на то, что сегодня мы говорили только о хорошем. Некоторые сочтут, что это плохо, надо видеть и обсуждать критические стороны. А я считаю, что отсутствие негатива на этой встрече – здорово, потому что вы умеете видеть радость в этой жизни.
Все участники «круглого стола» отметили, что хорошо бы проводить такие встречи почаще, и не только в столицах. Взаимно обмениваться делегациями для передачи своего опыта коллегам стоило бы всем регионам.
Четыре дня со встречами, экскурсиями, массой приятных впечатлений пролетели незаметно. И огромное спасибо за это коллегам из питерского теркома профсоюза, в частности Тамаре Александровне Булановой – нашей неизменной спутнице, без устали знакомящей с Петербургом.
И вот мы уже на Московском вокзале.
– Владимир Михайлович, – вновь удивленно обращаюсь к Юдину, – у вас уже две сумки, и обе тяжеленные, почему? Ведь подарки вы раздали.
– Так это уже новые подарки, не от нас – питерцам, а от питерцев – нам!
Ирина ГУРКИНА, заведующая отделом информации Московского горкома Профсоюза работников народного образования и науки
Комментарии