Занятие профсоюзного кружка в детском дошкольном образовательном учреждении «Родничок» п. Белая Березка Трубчевского района
– Уважаемые коллеги! Сегодня для обсуждения мы выбрали тему . Казалось бы, все здесь просто – с первых дней человек начинает общаться с окружающим миром, этот процесс занимает всю его жизнь. Но как часто от неумения находить общий язык с окружающими возникают конфликты! Каждый человек уникален, неповторим – вот почему необходимо знать принципы правильного общения.- Итак, уважаемые члены кружка, вы согласны, что мы не зря обсудили тему ?6. Арсений Паламарь .
Тема занятия:
«Мудрость общения»
Цель занятия:
– познакомиться с основными правилами бесконфликтного общения. Выход из конфликтных ситуаций.
Форма проведения занятия – «круглый стол».
Оборудование и оснащение:
1. Тема занятия и тезисы, написанные на ватмане:
Уметь быть вежливым – это не пустяк.
(А.С. Макаренко)
Никогда еще невежество никому
не помогло…
(К.Маркс)
Кто властвовать желает над собой –
Тот должен чувства сдерживать порой.
(Д.Чосер)
2. Музыкальное оформление:
современные мелодии в обработке
П. Мариа, русские народные мелодии.
Ход занятия
Руководитель кружка:
– Уважаемые коллеги! Сегодня для обсуждения мы выбрали тему «Мудрость общения». Казалось бы, все здесь просто – с первых дней человек начинает общаться с окружающим миром, этот процесс занимает всю его жизнь. Но как часто от неумения находить общий язык с окружающими возникают конфликты! Каждый человек уникален, неповторим – вот почему необходимо знать принципы правильного общения.
Вначале давайте разберемся, что же такое общение?
(Высказывания членов кружка).
– По Леонтьеву – признанному психологу, общение – это «намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, уровень активности партнера». При общении происходит обмен информацией, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.
Важнейшая цель и итог общения – удовлетворение своих социальных, духовных и биологических потребностей.
А сейчас давайте представим себе образ общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Вспомните своих друзей, коллег, знакомых, может быть, это поможет вам составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
Итак, вы называете качества, а я записываю их в таблицу:
– Интересно, а мы сами обладаем этими качествами? В графе «Самооценка» каждый должен поставить себе оценку по пятибалльной шкале. Естественно, чем выше степень проявления того или иного качества, тем выше балл, который вы себе выставляете.
(Все работают с таблицей, звучит легкая музыка).
В последней графе выведем средний балл. Вот такой коллективный портрет участников кружка у нас получился.
(Проводится анализ: какие качества преобладают).
– Всем нам знакомо тяжелое слово «конфликт». К нему приводит общение без правил. Ни один конфликт не возникает из ничего и не проходит бесследно. Очень часто конфликт – это столкновение несовместимых желаний у партнеров по общению. Давайте подумаем, какими могут быть его первопричины?
Член кружка:
– Плохое самочувствие, настроение, незнание психологии. Невоспитанный человек может из-за малейшего ущемления интересов затеять ссору, вылить на окружающих поток грязи.
– Есть хорошее правило: прежде чем добиваться какой-либо цели, взвесьте свои возможности, средства и главное – последствия предстоящих действий.
– В повседневном общении нужно учитывать особенности людей с различными темпераментами и адекватно на них реагировать. При этом нельзя оправдывать дефекты своего характера только темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть в любом случае.
– В наше напряженное время вспыльчивость и обидчивость часто обусловлены не дефектами воспитания и даже не темпераментом, а болезнью – неврозом. У таких людей ссоры и конфликты протекают острее и труднее разрешаются. При общении с ними нужно быть более терпимыми, сдержанными, тактичными.
– Я считаю, что любые обиды происходят из-за несоответствия самооценки и оценки окружающих. Поэтому не стоит забывать следующие правила при общении в коллективе:
1. Подчеркивание собственных достоинств, надменность всегда раздражает окружающих.
2. Причиной излишней обидчивости может стать завышенная самооценка. В этом случае нужно не обвинять окружающих в грубости, a снизить собственный уровень притязаний.
3. Недопустимо вместо замечания по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности.
4. У каждого есть особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя.
5. Каждый нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале. Похвала со стороны человека, чьим мнением дорожат, – огромное удовольствие и важный стимул, но преувеличенный хвалебный поток вызывает ощущение неловкости.
– При общении всегда нужно помнить эти правила. Ведь коллектив при затяжных конфликтах дробится, а это не приводит к решению основных задач. Вот почему важно уметь не только предупреждать конфликты, но и гасить их последствия. Сейчас я предлагаю вам подумать и вспомнить, какими способами вы восстанавливаете эмоциональное равновесие.
Участники кружка предлагают способы:
1. Занятие любимым делом, чтение книг, просмотр кинофильмов.
2. Общение с друзьями, детьми.
3. Прием успокоительных лекарств, отдых.
4. Переключение на приятные мысли, воспоминания.
5. Общение с природой, баня.
6. Новый наряд, прическа.
7. Прослушивание музыки по настроению.
(Звучит медленная музыка).
– Итак, уважаемые члены кружка, вы согласны, что мы не зря обсудили тему «Мудрость общения»?
– Я считаю, что сама жизнь подсказала нам эту тему.
– А сейчас я предлагаю выбрать тему следующего занятия нашего кружка.
– Давайте рассмотрим конкретные ситуации при общении в нашем коллективе и способы их разрешения.
– В заключение нашего занятия предлагаю вам расслабиться. Мы покажем способ, который всегда поможет выйти из стрессовых ситуаций.
(Выходит матрешка в русском костюме с самоваром в руках):
Эх, чай, русский чай,
Как всегда нас выручай!
Эй, девчонки – веселушки!
Запевайте-ка частушки!
Частушки
1. Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой!
Мы частушки-хохотушки
Пропоем со всей душой.
Эх, раз, да еще раз
Полюбуйтесь вы на нас!
2. Что за грохот, что за шум –
Стены все качаются.
Это члены профсоюза
В сад к нам собираются
Эх, раз, еще раз
Собрались мы здесь сейчас.
3. Музыканты в детсаду
Обучают пению.
Профсоюзный наш кружок
Учит всех общению.
Мы поем сейчас для вас.
4. Есть у нас в саду такая
Русская традиция –
Всех гостей встречам чаем,
Чаем праздник отмечаем.
Чай мы будем пить сейчас.
5. Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души:
Хороши частушки наши
И мы сами хороши!
Литература
1. Я.А. Луньян «Барьеры общения, конфликты, стресс».
2. А.С.Прудников «Тренинг коммуникативных учений».
3. Н.Н.Богомолова «Массовая коммуникация и общение».
4. Л.Я.Мурзагаянова «Личность, коллектив, учитель».
5. Н.Н.Обозов «Психологическая культура отношений».
6. Арсений Паламарь «Мудрость общения».
7. Джини Г. Скотт «Способы разрешения конфликтов».
Комментарии