На X Невском международном экологическом форуме одной из ведущих тем стала тема экологического образования и просвещения. Участники обсудили много актуальных вопросов, в том числе переход на осознанное потребление, формирование правильных бытовых привычек и т. д. И конечно, особое внимание было уделено… мусору. Вернее, проблемам его раздельного сбора и утилизации.
Как сообщили специалисты, сегодня на полигоны отправляется до 90% отходов, а перерабатывается всего 7%. Это чрезвычайно низкий показатель. Цифры грамотного обращения с отходами должны измениться, но, чтобы добиться каких-либо положительных перемен, экологическим воспитанием и образованием нужно заниматься с раннего детства. Причем системно и непрерывно. И такой опыт есть.
К примеру, в детском саду №30 Приморского района считают, что формировать экологическую культуру необходимо уже в дошкольном возрасте. Как показали опросы, в семьях вопросы бережного отношения к природе обсуждаются крайне редко, поэтому эту миссию пришлось взять на себя воспитателям. Была создана творческая группа по данному направлению, составлен план, включающий мероприятия с детьми старшего возраста и их родителями, организовано сотрудничество с предприятиями по сбору мусора. Педагоги разработали квесты, дидактические и интерактивные игры «Спасем нашу планету», «Действуй экологично». И такой творческий подход возымел действие! Семьи стали активно участвовать в сборе макулатуры. Например, в 2023 году в детском саду собрали 5 тонн бумаги. В каждой группе были установлены контейнеры по сбору пластиковых крышечек, и уже сдано 120 килограммов!
В ходе занятий с детьми воспитатели разбирали состав пластика, рассказывали, как потом используются переработанные отходы, придумывали игры из крышечек и вторсырья. В результате дети начали понимать принципы осознанного потребления. Кроме того, сами стали придумывать, куда и как применять использованные вещи. В детском саду даже организовали выставку музыкальных инструментов, созданных воспитанниками из вторсырья. Работа с детьми, как отметили воспитатели, отражается на уровне сознательности родителей. Так, до экозанятий лишь 28% родителей отмечали, что сортируют мусор, а в 2023 году таких оказалось 38%.
В детском саду №11 Кировского района тоже уверены, что даже от действий одного человека может зависеть состояние планеты. Здесь задались вопросом: «Что можешь сделать ты?» – и выяснили, что детский сад накапливает мусор, 90% которого неразлагаемые отходы. К примеру, упаковка от продуктов питания. Поэтому решили мыть и собирать коробки из-под кефира, молока, баночки из-под йогурта. Затем все это используется для экоподелок, выращивания рассады, как контейнеры или картон для рисунков. В детском саду также не выбрасывают сломанные игрушки, а собирают для последующей сдачи в экопункт. Есть и идея обмениваться игрушками внутри группы, чтобы дать надоевшим мишкам и кубикам вторую жизнь. В ходе наблюдения за детьми на экозанятиях воспитатели детского сада №11 сделали интересный вывод: детей, равнодушных к природе, нет. Для детворы естественно жалеть и беречь.
У воспитателей из центра развития ребенка – детского сада №60 Красносельского района нет сомнений в том, что многие люди не обладают высокой экологической сознательностью, так как мало информированы. К примеру, кто знает, есть ли у мусора… «хвост»? Педагоги так и назвали свой проект, в рамках которого ребятам предлагается найти ответ на вопрос, что такое мусорный «хвост». Любопытно, что в ходе интервью с родителями оказалось, что не только дети, но и взрослые затрудняются объяснить, как же мусор становится «хвостатым». Чтобы помочь ребятам, воспитатели придумали игру, где нужно сортировать отходы. Те предметы, которые не годятся для переработки, и называются мусорным «хвостом» (мусорный «хвост» – это отходы, которые не отобрали в процессе переработки, они откладываются в отвалы или «хвостохранилища»).
Далее дети приняли участие в целой поисковой экспедиции, пытаясь отыскать «хвостатые» следы в детском саду. Увы, следов оказалось много, и ребята с помощью воспитателей составили карту жилища мусора, в которой описали, где ходили и что нашли. Мало того, стали думать, есть ли вторая жизнь у мусорного «хвоста»? Решили, что есть, и начали делать из него поделки, игрушки. Общий творческий подход повлиял на родителей, которые подключились и нашли пункты, куда принимают «хвосты». Также был создан проект с инфографикой, где понятно и доступно объясняется, из чего состоит мусорный «хвост» и что с ним делать. В перспективе в детском саду №60 собираются снять видео с заданиями на эту тему.
В школе №296 Фрунзенского района тоже считают, что один в поле не воин и в деле экопросвещения и эковоспитания нужны союзники – родители, социальные партнеры. В учебном заведении реализуется проект «Мои следы в моем районе», в рамках которого совместными усилиями детей и взрослых была создана карта приема вторсырья в районе. На ней можно найти, где какой контейнер стоит и что в него складывают. Карта также опубликована на сайте школы.
Многие педагоги уверены, что практическая деятельность – это фундамент, на котором строится работа по привлечению детей к экопроблеме. В школе №316 Фрунзенского района разработали серию практических уроков по географии и экологии. Как пояснила автор уроков учитель географии Светлана Марасанова, темы могут быть различные, в том числе и о раздельном сборе мусора. Например, можно предложить создать памятку. В течение урока ребята распределяют упаковку по видам материалов, а перед этим изучают маркировку, определяют ее значение и т. д. И на «десерт» ознакомить школьников с примерами использования вторсырья в искусстве. Как говорит педагог, после таких уроков практически у 80% ребят рождается идея какого-либо экологического проекта.
А в Красногвардейском районе организовали конкурс «Самая зеленая школа Красногвардейского района» с вручением переходящего кубка и саженцев для посадки. На этапе очной защиты школы представляют экопроекты в администрации района, самые интересные практики предлагаются для распространения. Многие районные школы взаимодействуют с соцпартнерами, с помощью которых на территории образовательной организации устанавливаются контейнеры для сбора пластика. Мало того, за каждый «пластиковый взнос» начисляются электронные баллы, которыми ребенок потом может воспользоваться.
В то же время представители школы №376 Московского района заметили, что вопросы раздельного сбора отходов – это и экономические вопросы. Мало создать условия для раздельного сбора, важно его организовать, да еще и вывезти мусор. А кто готов присоединиться? Так, опрос старшеклассников показал, что более 70% из них не хотели бы заниматься раздельным сбором мусора в школе, большая часть опрошенных не могут ответить почему. Часто можно видеть, что мусорные баки в школе стоят, но на деле сортировки нет, все оказывается в одной куче. Раздельный сбор мусора становится разовой акцией, о которой забывают, как только она закончилась.
Хотя школа, по мнению активных ребят, может служить локомотивом в организации сбора вторсырья, особенно если инициаторами акций становятся сами ученики. Например, в той же школе №376 создали ученический комитет по экологии и уже набирают команду неравнодушных старшеклассников, которые готовы будут информировать других и следить за раздельным сбором отходов. Это лишний раз доказывает, что, если дети увлечены, они способны придумывать и реализовывать интересные и полезные дела.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии