«Современные дети другие» – один из самых популярных сегодня лозунгов. Но с точки зрения филогенеза ребенок за такой короткий срок (20-30 лет) не может сущностно измениться.
Маленький ребенок, попадая в новые условия, другую информационную среду (мобильные телефоны, планшеты, компьютеры), начинает легко к ней адаптироваться путем многократных практических проб и этим удивляет нас, взрослых. Замечу, в этом случае ему на помощь приходит отсутствие груза опыта взрослого человека. Двухлетний мальчик долго забавлялся мобильным телефоном, на экране которого появлялся котенок, медленное нажатие на кнопку приводило к изображению руки, гладящей его, а быстрое – к изображению палки, бьющей котенка. В силу нескоординированности движений пальцев ребенок выполнял все время движения второго типа – быстрые. Когда мальчика привезли на дачу и он увидел живого котенка, то ребенок стал искать палку, веник, бегать за животным и бить его. Такое поведение ребенка объясняется тем, что он в силу своих возрастных особенностей не отличал реальное от виртуального. Вопрос: если бы мальчик вначале имел опыт общения с живым котенком, его действия с изображением были бы другими? Вероятнее всего, он также быстро нажимал бы на кнопку в силу неумения соотнести скорость нажатия на кнопку телефона с получением результата, что могло отрицательно сказаться на его психологическом состоянии, вплоть до фрустрации.Тут важно обратиться к положению Н.А.Бернштейна, который показал, что у человека, имеющего жизненный опыт, «организм не «реагирует» на ситуацию, а сталкивается с ситуацией», которая ставит субъекта перед необходимостью поиска средств и способов достижения поставленной им же цели. Фактически это проблематизирует деятельность ребенка, что создает условия для его развития и саморазвития, но лишь при обогащении «живого» практического опыта ребенка.Генеральная линия федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – развитие личности ребенка, которое происходит в процессе присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении. Все это делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным (а не предметным, как в школе). В такое содержание образования входят: – информация из разных областей действительности, которая в результате активного присвоения ребенком становится знанием (знание – субъектно);- способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой);- способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях; – набор определенных личностных качеств, к которым относят: активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении, толерантность. Подлинная толерантность, и прежде всего детская, о которой сейчас много говорят, имеет два аспекта. С одной стороны, она предполагает формирование уважения к детям, воспитанным в других культурных традициях, а с другой – развитие самоуважения, умения в цивилизованной форме высказывать свое мнение и отстаивать его, без этого толерантность у ребенка, требующая от него постоянного согласия и терпимости, может привести к искажению его личностного развития, к пассивности либо к обратной реакции – немотивированной агрессии.Освоение такого содержания дошкольного образования, направленного на полноценное целостное развитие ребенка, требует создания условий для его комфортного самочувствия (характеризующегося тем, что ребенок живет в ладу с самим собой и с другими окружающими его людьми). Основание комфортного самочувствия ребенка – удовлетворение таких его основных потребностей, как потребность в признании; в общении как с взрослыми, так и с ровесниками; потребность в познании и в движении. Особое значение для ребенка-дошкольника имеет признание его играющим детским сообществом как полноценного «игрока». В противном случае никакие другие его достижения не могут до конца компенсировать эту утрату, что, как показывает исследование (А.А.Рояк), может привести к нарушениям личностного развития ребенка. Отсюда основной задачей педагогов стало формирование играющего детского сообщества, в котором каждый ребенок находит свое место и может легко встраиваться в игру (в различные виды игр). Общение ребенка с взрослым – второй важный фактор обеспечения комфортности. Но при условии, что оно строится с учетом изменения вида потребности самого ребенка в общении с взрослым на протяжении дошкольного возраста, что диктует изменение его форм. В психологических исследованиях, проведенных под руководством М.И.Лисиной (А.Г.Рузская, С.Ю.Мещерякова, Е.О.Смирнова), выделены несколько видов потребности в общении.Для ребенка в возрасте от 6 месяцев до 3 лет взрослый выступает как образец для подражания, партнер по игре, помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности; ребенок испытывает потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. В 3-5 лет взрослый – источник познания, партнер по обсуждению разных причин и связей, способный ответить на многочисленные вопросы: «А почему?», «Зачем?», ребенок испытывает потребность не только в доброжелательном внимании, сотрудничестве, но и уважительном отношении взрослого. В 5-7 лет взрослый воспринимается как личность, обладающая умениями, знаниями, социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг. Ребенок испытывает потребность в доброжелательном внимании, в сотрудничестве и взаимопонимании, сопереживании. Исходя из этого, вся образовательная работа должна строиться на диалогическом (а не монологическом) общении, реализующем как общую детскую потребность в доброжелательности, так и возрастную потребность в типе общения с взрослым.Реализация базисного содержания дошкольного образования, направленного на полноценное и целостное развитие ребенка (в соответствии с ФГОС), предполагает опору на фундаментальные психологические и педагогические теории. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.) основан на том, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок (ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели). В дошкольном возрасте реализация деятельностного подхода имеет свою специфику – ребенок развивается только в развивающейся деятельности, поэтому основное внимание педагога направляется не столько на достижение результата (красивый рисунок, аккуратная поделка), сколько на организацию самого процесса деятельности, который для ребенка имеет самоценное значение и характеризуется многократными пробующими действиями для нахождения решения, что приносит ему большое эмоциональное удовлетворение и формирует новые познавательные мотивы. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификацией обучения для подготовки детей к школе, базируется на непреходящем значении дошкольного возраста, в период которого закладываются ценнейшие человеческие качества, которые впоследствии войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности». Особенно хочется отметить два положения этой теории:- О развитии и саморазвитии ребенка, которое связано с необходимостью создания условий для волеизъявления каждого ребенка (выбор деятельности, темы, средств, способов). Это позволяет развивать и поддерживать индивидуальность ребенка, его самодостаточность. Например, пятилетние дети в группе детского сада рисуют одуванчики. Поскольку перед этим на прогулке они рассматривали желтые цветы, растущие в зеленой траве, перед ними была поставлена вазочка с одуванчиком – все рисуют на зеленой бумаге цветок со стеблем и листьями. Один мальчик, взяв самую толстую кисточку, окунул ее в охру и начал быстрыми круговыми движениями зарисовывать весь лист бумаги желтыми «клубочками», при этом приговаривая: «Ж-ж-ж-ж!» Воспитатель предложил ему посмотреть на цветок в вазе и на рисунок соседки, обратить внимание на стебель и листья цветка. Но мальчик не рисовал. Воспитатель предложил свою помощь, мальчик заплакал. Воспитатель не стал настаивать, оставил его в покое. И вдруг мальчик, вытерев слезы, наверху листа нарисовал крестообразную фигуру. На вопрос воспитателя, что это – шмель или бабочка, – он с радостью ответил: «Это я сам лечу на самолете над одуванчиками». И тут воспитатель вспомнил, что на прогулке он постоянно взбегал на косогор и смотрел вниз на траву с одуванчиками. На прогулке (после рисования) умный педагог повел всех детей на косогор взглянуть на поле одуванчиков.- О появлении «умных» эмоций, которые возникают в результате большого удовлетворения от преодоления самими детьми тех или иных трудностей, возникающих в процессе решения разного рода проблемных задач. А.Запорожец и Т.Хризман, изучая развитие эмоциональной сферы детей, показали, что эмоциональная составляющая процесса преодоления играет особую роль в познавательной активности ребенка. Фундаментальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии, состоит в том, что ребенок-дошкольник способен учиться «по программе взрослого» лишь в той степени, насколько эта программа становится его собственной, что возможно через создание «зоны ближайшего развития», опирающейся на потенциальные возможности ребенка, которые раскрываются в его совместной с взрослым деятельности. Роль взрослого велика, но она меняется в зависимости от возраста детей и, конечно же, от предлагаемого детям содержания. По отношению к детям младшего дошкольного возраста влияние взрослого имеет преимущественно непосредственный характер, а старшего – более опосредованный. Опосредованное влияние осуществляется двумя основными путями:- Через организацию обучающегося детского сообщества (В.В.Рубцов, А.Г.Асмолов), которое позволяет каждому ребенку чувствовать себя умелым, знающим, способным за счет того, что он имеет постоянную возможность обратиться за необходимой помощью к другим детям или ко взрослому. Это снимает у детей излишнюю тревожность и формирует у ребенка чувство самодостаточности и определенной независимости, без чего невозможно говорить о полноценном личностном развитии ребенка.- Через использование специально отобранных взрослым развивающих объектов для самостоятельной деятельности, обладающих свойством автодидактизма (М.Монтессори, А.П.Усова, Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова). Работы по изучению «исследовательского поведения» детей (А.Н.Поддьяков) показали, что, действуя с объектами, выстроенными в определенной системе, дети сами способны выделять скрытые свойства объектов и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Организация образовательного процесса, выстроенного с опорой на теоретические положения, основывается на таких принципах: Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, то есть не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети уже в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы представлений и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить собственные решения. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостности каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование), а с другой – существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует собственную интерпретацию детьми разных явлений как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С.Выготский). Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности. Уровень трудности связан с отсутствием у ребенка готовых способов разрешения проблемы и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например природные (защитная окраска, замирание), математические (часть-целое, 1/2, 1/4), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений задач, что считается одним из показателей креативности. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие – на слуховое (аудиальное), а третьи – на двигательное и тактильное (кинестетическое). Очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Девочки более успешны в маленьком пространстве, и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики – на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики – более выносливы (Т.П.Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании, что может привести детей к искаженным представлениям. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действий детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий.Сформулированные принципы безусловно имеют здоровьеcберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие ребенка, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности.Все эти положения составили основу переработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», которая размещена на сайте ФИРО и проходит в настоящее время общественную экспертизу. Лариса ПАРАМОНОВА, Московский институт развития образования
Комментарии