search
main
0

Обнять кактус

Понять другого - самая трудная задача

Когда Марина СИТДИКОВА училась в школе, ее классный руководитель Галина Михайловна Белова семь лет подряд проводила среди своих подопечных анкетирование. В анкете – длинном свитке, сложившемся за все это время, – раз в год ребята писали профессию, о которой мечтали. На выпускном вечере учительница вручила эти анкеты юношам и девушкам. Развернув свой свиток, Марина рассмеялась. Почерком, постепенно становившимся все более уверенным, в столбик были написаны ее пожелания к собственному будущему: «Учитель. Музыкант. Учитель. Музыкант. Учитель. Воспитатель. Музыкант».

Как школьница представляла себе эти профессии? Она видела себя в роли либо преподавателя фортепиано в музыкальной школе, либо профессионального пианиста-исполнителя. Музыкальная школа занимала в жизни Марины ключевое место. Главное чувство той поры: в музыкалке можно быть самой собой, получить возможность выразить свои радости и тревоги через такие разные, но всегда понятные звуки. Самым любимым для Марины был хоровой класс. Незабываемо ощущение себя как части общей звуковой гармонии… Учитель хора Людмила Васильевна Краевая ставила с ребятами даже детские оперы. Это впечатление Марина Ситдикова помнит до сих пор:

– Слово «опера» уже не казалось таким неприступно-взрослым. Когда ты находишься словно внутри произведения, проживаешь процесс его постановки, понимание строения и особенностей жанра приходит само собой, не навязанное сверху, а рожденное из собственного опыта. И сложное становится понятным.

Такие уроки мудрых наставников привели Марину в Красноярское училище искусств на дирижерско-хоровое отделение, затем в Красноярский государственный институт искусств. Именно здесь на доске объявлений пятикурсница однажды увидела листок: «Требуется учитель музыки в школу №42». «Может, попробовать? – подумала она. – Хорошая практика для музыканта. Да и от дома недалеко…»

Однажды первоклассница, увидевшая Марину Владимировну на улице, поздоровалась и сказала восторженно: «Мама, смотри, это моя учительница музыки!» «Дочка, это и моя учительница музыки», – ответила мама, тоже здороваясь. Только тогда Ситдикова поняла: придя в школу «попробовать», она и не заметила, как этот мир стал ее жизнью.

В школе №42 Красноярска Марина Владимировна Ситдикова работает 21 год. В 2020‑м ее, преподавателя музыки, назвали учителем года Красноярского края.

На вопрос о педагогических приемах победительница престижного конкурса отвечает парадоксом: любимых приемов, методов, методик у нее… нет!

– Я стараюсь тщательно отбирать методы и приемы, которые позволяют мне найти с ребятами взаимопонимание, наладить сотрудничество, – поясняет педагог. – Такой отбор не всегда сразу бывает удачным. Но когда видишь в глазах ребенка радость от осознания собственного успеха, желание двигаться дальше, когда твои ученики не замечают, как прошло время занятия, понимаешь: урок сложился.

Бывают классы, в которых не хочешь работать из-за поведения. Заходишь в такой класс и осознаешь, что прямо сейчас тебе необходимо перестроить весь подготовленный урок, потому что ребята не готовы к работе. Что-то произошло с ними чуть раньше – или устали, или нечто иное. В такие моменты я стараюсь уловить основную эмоциональную волну класса, от которой я могу оттолкнуться и попробовать чувствовать вместе с ними, как они. Дети очень тонко ощущают, действительно ли ты их понимаешь или просто притворяешься. Хочешь увлечь ребят за собой – будь собой и будь с ними искренним.

Искренность, безусловно, качество Марины Ситдиковой номер один. И от детей его не скрыть, как и эмоцио­нальность. Уже в начавшемся учебном году с Мариной Владимировной случилось такое происшествие. На уроке в четвертом классе при исполнении лирической народной песни она поняла: эмоции вышли из-под контроля – и на реснице повисла слеза. Ребята сидели в полной тишине, взгляды были прикованы к лицу учительницы. Она почувствовала: ждут следующую реакцию.

Перевела дыхание. Пара глубоких вдохов. Перед исполнением песни был задан вопрос – теперь продолжилась работа над ответами. Молча, взглядом учительница поблагодарила ребят за то, что ни один из них не превратил этот момент в повод для насмешек. Теперь она вспоминает об этом так:

– После того урока ко мне подошла ученица и очень серьезно сказала: «Вам надо немного меньше переживать за героев песни». Я улыбнулась: «Да, ты права. Но не всегда получается. И у взрослых тоже». А про девочку подумала: «Хороший человечек растет, отзывчивый и внимательный!»

Как увлечь ребят? Марина Владимировна вспоминает темы научных работ со своими подопечными. Ни одна из тем не была взята со стороны. Кредо Ситдиковой – понять, что интересно самому учащемуся. Если тема навязана учителем, труд ученика станет обыденным. Поэтому наставница старается найти те точки соприкосновения музыки с жизнью ребенка, которые вызовут его яркую реакцию. Не важно даже, позитивную или негативную.

Так, ученик шестого класса изучал воздействие музыки на работоспособность. Пятиклассникам оказалось интересно оценить влияние на слух человека такой популярной гарнитуры, как наушники. Одну из десятиклассниц, очень серьезно занимающуюся ворк­аутом – уличной гимнастикой, заинтересовала тема правильного подбора музыкального фона для тренировок. Ученица девятого класса изучала, как влияет музыкальный фон в магазинах на покупательскую способность.

Позже та же девушка проводила исследование о здоровье музыканта, которое ярко показало, какие нюансы профессии никогда не видит зритель. Сейчас эта выпускница – студентка медицинской академии. А одна из учениц одиннадцатого класса завоевала первое место на городской конференции с изучением постановки оперы «Евгений Онегин» на соответствие эпохе и самому роману.

– На уроке музыки главным критерием для меня является тот интерес, который исходит от самих детей, – подчеркивает Марина Ситдикова. – Иногда вопрос ученика на занятии уводит совершенно в другую сторону от темы. В такие минуты приходится делать выбор – следовать плану урока или же импровизировать вместе с ребятами.

Все уроки муниципального, регионального и федерального этапов конкурса «Учитель года» по положению должны соответствовать рабочей программе той школы, в которой проходит испытание. Поэтому темы для своих конкурсных уроков Ситдикова не выбирала. Но участники могли выбрать класс. И Марина Владимировна предпочла пятый – для всех этапов. Рискованное решение, если сравнить учебный опыт и дисциплину средних и старших классов. Но все получилось!

Пожалуй, самым сложным для урока музыки оказался первый, региональный, этап конкурса. Учительнице досталась тема «Музыкальный пейзаж». На тот момент действовало дистанционное обучение. Петь в Zoom на уроке невозможно! Услышать музыку или посмотреть видео в хорошем качестве можно, но это зависит от качества Интернета у ребят. Перед Ситдиковой была поставлена трудная задача.

– Обычно у учителя есть время прорепетировать урок, одному или с ребятами, – рассказывает Марина Владимировна. – Но в той ситуации репетиций, конечно, не было. Тогда я представила, что это концерт, на котором есть зрители, а мы с ребятами – артисты. Но как только начался урок, я забыла про зрителей и просто работала. Мне было интересно пробовать, преодолевать существующие проблемы обычного урока в новых условиях. Пришлось несколько раз импровизировать. Позже, внимательно пересматривая запись, я выделяла удачные моменты, чтобы использовать впоследствии на своих дистанционных уроках. Для меня этот опыт оказался очень своевременным и ценным!

На конкурсе и в жизни Марину Ситдикову поддерживает любимая семья. Супруг привык к ее работе.

– Во время «дистанционки» он два месяца терпеливо жил… на кухне. Я вела уроки в спальне, дочь находилась в своей комнате, сын учился в зале, – рассказывает учительница.

Чем еще она может поделиться из личной жизни? Хобби у Марины Владимировны необычное – разведение кактусов. Необычное не само по себе, а в сравнении с моей героиней – нежной, открытой, ранимой, женственной. Делюсь с собеседницей родившейся ассоциацией: как кактус трудно заставить цвести, так и ребенка порой трудно заставить в школе раскрыть свои таланты и способности. Согласна ли со мной педагог?

– Если честно, никогда не представляла процесс раскрытия таланта ребенка как трудность, – отвечает учительница. – Сейчас сложнее всего, на мой взгляд, не раскрыть талант, а удержать стремление ребенка качественно двигаться вперед. Современные дети и подростки слишком быстро теряют интерес при появлении любых проблем и сложностей. Многие из них приучены к тому, что искусство не труд.

Клиповое мышление не оставляет времени задуматься, погрузиться в произведение, осмыслить его. А несовременные, непонятные произведения проходят мимо сознания, которое привыкло к восприятию простых, немудреных сюжетов, мелодий и повторяющихся текстов. Сегодня каждый из ребят может почувствовать себя композитором и певцом. Существует огромное количество программ, позволяющих составлять музыкальные композиции, редактировать свой голос. И запоминать произведения не надо – достаточно включить приложение. Все это формирует понимание искусства как чего-то легкого, простого и прибыльного!

– А теперь непосредственно о кактусах, – улыбается Марина Владимировна. – Люди порой интересуются: «Сколько их у тебя?» Не знаю, так и не сосчитала. Мне это не важно. Потому что друзей не считают. Потому что поняла – все люди тоже кактусы. Моя любимая цитата от Роберта Дауни-младшего: «Понять другого человека – все равно что обнять кактус. Всем нам приходится обнимать кактусы. Важно поверить в то, что это необходимо, и однажды, когда тебе будет очень нужно, кто-то обнимет тебя».

Светлана ПОТАПОВА, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте