search
main
0

Обновление не самоцель, а механизм развития. Новое решение старой проблемы

Что такое инновация? Несмотря на то что в педагогическую и общественную жизнь это понятие вошло еще в начале 1990-х годов, вопрос до сих пор остается открытым. Как показывает практика, каждый педагог в понятие «инновация» вкладывает свое понимание. По мнению заместителя председателя Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Петра Анатольевича Баранова, это оправданно, поскольку сегодня даже на уровне педагогической теории нет однозначного ответа на вопрос: что такое инновация?

– В переводе с латинского языка это слово означает усовершенствование, нововведение, обновление. Инновация должна быть направлена на решение самых актуальных проблем, имеющихся сегодня в системе образования. Если она не будет выполнять эту задачу, то о востребованности инновации не может идти и речи.

Второе обязательное условие: инновация должна содержать новое решение данной проблемы. Сегодня, в ХХI веке, как о новом решении мы можем говорить об использовании современных информационных технологий, интернет-технологий.

Третья особенность инновации: она будет востребована, если инновацию можно транслировать. Если она связана с личностными особенностями педагога и носит личностный характер, то передать ее практически нельзя.

И четвертое, инновация должна быть направлена на получение новых результатов. То есть на формирование системных знаний (сегодня знания, увы, носят фрагментарный характер), на формирование умения ученика делать осознанный выбор в той или иной ситуации.

Мне представляется, что данные позиции: нацеленность на решение актуальных проблем, стоящих перед системой образования, новые решения этих проблем, распространение инноваций и возможность их тиражирования и наконец выход на новые результаты – это то, что сегодня обостряет проблему внедрения инноваций и фактически заставляет педагога идти по пути их использования. Но здесь перед нами встает важный вопрос, какие условия будут способствовать реализации инновационной деятельности?

– Какие?

– Первое условие: сам педагог должен быть заинтересован в использовании инноваций. Мы можем написать массу интересных пособий по инновационной деятельности, создать сценарии современных уроков, но, если сам педагог не захочет включать их в свой методический арсенал, это приведет в конце концов в тупик. Второе: если педагог проявляет интерес к инновациям, то необходимо дать ему полную информацию о существующих инновационных подходах. Как показывает практика, педагоги сегодня заинтересованы в наличии данных об инновационных технологиях в виде справочников, энциклопедий. Третье: инновационная деятельность не может осуществляться без согласия родителей. Подчас в погоне за инновационной деятельностью мы забываем, на кого она направлена.

Иногда инновационная деятельность соответствует интересам и потребностям педагога, но может вступать в противоречие с запросами учащихся и родителей. Поэтому если говорить о системном подходе к организации инновационной деятельности, то необходимо выявление позиции трех субъектов образовательной деятельности: ученика, родителя, учителя.

– Что скрывается за смыслом понятия «инновационная деятельность»?

– Прежде всего инновация – это некая идея. Но она останется идеей, если не будет дополнена определенным нововведением. Нововведение связано непосредственным образом с процессом реализации данной инновации, нововведение нужно рассматривать как механизм реализации инновации. У нас есть такие педагоги, которые действительно могут предложить массу интересных идей, но они подчас недостаточно реальны.

Что касается Петербурга, то Комитет по образованию уделяет много внимания инновационной деятельности, поскольку, как я уже упоминал, она способствует развитию системы образования. Когда педагог погружается в инновационную деятельность, он профессионально растет: освоение инновации требует мыслительной деятельности, нужно переработать информацию, адаптировать ее к своей практической работе.

В этом году на уровне региона мы разработали и закрепили распоряжением комитета положение об опытно-экспериментальной и инновационной деятельности. Сегодня необходимо провести определенную систематизацию того большого опыта, которым всегда располагала петербургская школа в этом направлении. Мы решили, с одной стороны, унифицировать то, что есть, а с другой – создать необходимые условия для развития инновационной деятельности уже с учетом новых веяний. Это прежде всего положение об образовательном учреждении; экспериментальной площадке, положение об образовательном учреждении; лаборатории, положение об образовательном учреждении; ресурсном центре. Таким образом, мы получаем необходимые ориентиры для развития различных образовательных учреждений. Самым свободным в инновационном полете оказывается первый вид образовательных учреждений: экспериментальные площадки. Их деятельность в рамках эксперимента практически ничем не ограничена.

Экспериментальные площадки будут двух уровней: на уровне района и на уровне города. Главный ориентир в их деятельности – запросы современной социально-педагогической реальности.

В ситуации с образовательными учреждениями – лабораториями Комитет по образованию будет выступать заказчиком на разработку тех актуальных проблем в сфере образования, которые необходимы нам для реализации концепции по развитию петербургской системы образования. Эти школы будут получать технические задания на разработку тех или иных проблем.

Во всех трех положениях четко прописано, что вся деятельность должна осуществляться с согласия родителей учащихся. Почему? Имея позицию родителей, мы пытаемся минимизировать те возможные ограничения и риски, которые будут возникать при развертывании инновационного процесса в сфере образования. Заявки на осуществление такого нового вида деятельности, как деятельность в режиме экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра, будут анализироваться на уровне координационного совета при Комитете по образованию. В них описывается опыт, говорится о наличии научного руководителя или консультанта, который разделит ответственность с администрацией школы за проводимую работу, и только после всестороннего анализа всей совокупности ресурсов и условий координационный совет принимает решение о поддержке этого вида деятельности образовательного учреждения.

Если говорить о деятельности на уровне отдельных образовательных учреждений, то здесь накоплен огромный опыт. Однако беспокоит главная проблема – проблема урока. На определенном этапе уделялось внимание его совершенствованию, но сегодня проблема урока перестала быть интересной, актуальной и для руководителей образовательных учреждений, и для самих педагогов. Сегодня интересы педагогов связаны в основном с корректировкой содержания образования.

Когда мы говорим о проблемах урока, то очень важно посмотреть, какие возможности сегодня в силу разных причин не использованы в традиционном уроке. Можно согласиться, что урок как организационная форма, возникшая еще в ХVII веке, устарел, но подчас мы даем критику урока, не зная его ведущих особенностей и позитива. Первый шаг в этом направлении – анализ плюсов традиционного урока, а потом уже его совершенствование через использование инноваций.

– Какие модели урока могут быть?

– Сегодня нет единой классификационной моделей урока. Их масса. В дидактике – одна классификация, применительно к частной практике – другая, применительно к особенностям восприятия учеником материала – третья. Самая примитивная классификация состоит из двух видов: комбинированный урок, состоящий из отдельных этапов, и специализированный урок, допустим, урок, который посвящен изучению нового материала и проведен в форме школьной лекции.

И в этом случае целесообразно говорить о том, что учителю, готовящемуся к тому или иному уроку, необходимо понимать, что инновация независимо от того, кто ее стимулирует – руководитель школы, органы управления образованием, должна быть педагогически обоснована. Если нет условий и сам учитель не готов, нельзя бездумно внедрять инновации. Инновации – это лишь средство для развития системы. Сегодня можно выделить несколько видов инновационной деятельности: радикальные инновации, комбинированные инновации (синтез традиции и инновации), модифицированные инновации (использование инновационного опыта с учетом существующей специфики образовательного учреждения, педагогического коллектива и т.д.). В ситуации с модифицированной инновацией мы сталкиваемся с профессионализмом учителя: насколько корректно он подходит к существующим инновационным разработкам и соотносит их с такими позициями, как особенности своего образовательного учреждения, особенности контингента учащихся, насколько учитель может вступить в диалог с самим собой, то есть сами методы, эффективные в той или иной ситуации, не вступают ли в противоречие с методическим почерком данного учителя?

Вообще важно разводить понятия: технология и методика.

Технология всегда связана с достижением результата независимо от тех условий, что созданы в образовательном учреждении, независимо от личностных свойств учителя. Методика же всегда личностна. Никто не скажет «авторская технология», поскольку технология всегда универсальна. Она может быть перенесена в другую образовательную среду, а методика – нет, потому что имеет неразрывную связь с личностными особенностями ее носителя. Технология бессодержательна, ее можно использовать на любом содержании в отличие от методики, которая непосредственно связана со спецификой содержания и помогает его адаптировать к особенностям учащихся, их возрасту и т.д.

– Не назовете ли пример радикальной инновации?

– На мой взгляд, это переход к профильному обучению, поскольку это меняет не только саму систему, но прежде всего структуру деятельности. Переход к профильному обучению охватывает содержание, меняет цели, систему ценностей, должен поменять уровень подготовки специалистов, а это уже выход на совершенно новый результат обучения.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте